https://www.funkybird.ru/policymaker

Иранский Новый год

Весь мир празднует Новый Год, радуется, надеется на лучшее. И только Тегеран под бодрую музыку транслирует кадры очередных военно-морских учений в Персидском заливе. И ежедневно рапортует о выдающихся успехах «отечественной оборонки»: новые ракеты «земля-море», «земля-воздух» повально испытываются и поражают цели. И ведь все испытания успешные.

Оказывается, отечественная иранская оборонка научилась улучшать показатели точности попадания ракет в цель, используя спутниковое наведение в отсутствие собственной спутниковой орбитальной группировки. Это настоящий прорыв в ракетостроении. Ну, не используют же иранцы банальный американский GPS… А тут еще и новейшие торпеды, и противокорабельные ракеты и даже переносные средства ПВО. Так и видишь: стоит себе иранский солдатик на борту построенного в семидесятых годах эсминца и пытается с помощью ПЗРК отечественного, конечно, производства поймать в прицел какой-нибудь вражеский F-18. Все «последние китайские предупреждения» Атаоллы Салехи, главкома армии Ирана, и его требования к Штатам никогда больше не посылать в Ормузский пролив авианосцы из той же серии: покричим, попугаем и, чем черт не шутит, на моськин морской лай американский слон, может, и обернется. Авианосец в районе учений действительно проходил — и даже в сопровождении ракетного крейсера.

Только вот на иранский флот ему было абсолютно наплевать — просто нет другого выхода у Пятого флота США из Персидского залива, кроме как через Ормузский пролив. Да и направлялся он в Аравийское море. Если бы американцы и хотели одним глазком понаблюдать за учениями, то могли это сделать — как с помощью спутникого наблюдения, так и с помощью пары воздушных развед-рейдов, благо современная аппаратура видеонаблюдения и сканирования позволяет наблюдать за происходящим с расстояния в десятки километров. А авианосец гнать ради сбора такой информации — много чести и еще больше денег.

На самом деле из всего заявленного «нового» иранского вооружения самую серьезную опасность пока представляют противокорабельные китайские С-802 — такая ракета успешно вывела из строя израильский крейсер «Ханит» во время Второй Ливанской войны в 2006-м году. Не потопила, но попортила серьезно. Ракеты типа «Кадер» и «Нур» имеют заявленный радиус поражения в 200 километров, но не совсем понятно, действительно ли эти ракеты стоят на вооружении. Иранцы с две тысячи восьмого проводят испытания подобного типа ракет — каждый раз называют их по-новому и приписывают им свойства ракет дальнего радиуса действия. Однако вряд ли иранцы всерьез рассчитывают вести длительные военные действия на море, даже учитывая имеющиеся в их распоряжении три российские дизельно-электрические подлодки класса «Варшавянка».

Иранская военная доктрина на море основывается на другом принципе, так как в Тегеране понимают, что ничего не могут противопоставить в случае чего Пятому флоту США, дислоцированному в Бахрейне. Ракетно-торпедный потенциал особой роли в прямом противостоянии на море играть не будет, поэтому иранцы разработали своего рода доктрину «второго удара» — плотное минирование Ормузского пролива в самом узком перешейке и контроль огнем с острова Киш. А Пятый флот планируется отвлекать сотнями малых быстроходных катеров, которые при необходимости легко превратить в «камикадзе».

Сравнивать военный потенциал сторон вещь очень занятная, но не менее занятно посмотреть на динамику заявлений иранских военных. Иранская истерика по поводу американского авианосца началась 29-го декабря, хотя сам авианосец пролив прошел аж 27-го… И лишь после того, как авианосец удалился, контр-адмирал Махмуд Мусави четко обозначил дату запусков ракет «земля-земля» и «земля-море». Это должно было произойти в субботу, 31-го декабря. Пресс-секретарь Пятого флота США ограничился лаконичным: «Мы не допустим угроз судоходству в Ормузском проливе». В итоге ракетные стрельбы были отложены на сутки — иранцы сумбурно говорили то о новых датах, то о полной отмене запусков. То же самое происходило и с заявлениями о перекрытии Ормузского пролива, через который транзитом проходит до 15-ти миллионов баррелей нефти в день, в случае нового раунда санкций против Ирана — сначала эти заявления были очень воинственными, а потом иранцы слегка остыли и даже заявили, что вновь готовы приступить к переговорам с международной «шестеркой» по вопросу о дальнейшей судьбе ядерной программы.

В Тегеране знают, что играть нужно на два фронта — растягивать, насколько возможно, переговорный процесс по ядерной программе, соглашаясь на незначительные уступки каждый раз, когда грядет новый раунд западных санкций, и потрясать оружием раз в три-четыре месяца, чтобы создать видимость мощного, неустрашенного, но устрашающего государства. Такой имиджмейкинг направлен и на собственное население — и на мировое общественное мнение. Факт: угроза перекрыть Ормузский пролив привела к сотням тысяч газетных заголовков. Саудовская Аравия — главный соперник Ирана по влиянию на Ближнем Востоке — идет другим путем: закупает у американцев оружие на миллиарды долларов. И получается такая странная общность интересов: Турция, саудиты, страны Залива, США и Израиль опасаются иранского доминирования и в глобальном смысле действуют сообща — создают фактор военного сдерживания. С другой стороны, с момента объявления американских санкций против Центробанка Ирана иранский риал по отношению к доллару официально упал на шесть процентов в течение дня. А с сентября официальный курс разнится с курсом черного рынка на тридцать шесть процентов… То есть санкции начинают действовать. Вопрос в том, смогут ли они заставить руководство Тегерана изменить годами опробованную тактику затягивания переговоров в обмен на облегчение экономического давления…

А пока военные учения, несомненно, будут продолжаться теми же темпами — раз в три-четыре месяца Тегеран будет объявлять о создании новых типов ракет и так далее: не успели учения иранского флота закончиться, как Корпуса Стражей Исламской Революции заявили, что в ближайшее время проведут учения собственных морских соединений. Иранская же армия готовится к наземным крупномасшатбным учениям — причем там же, в районе Ормузского пролива. Кивок Тегерана в сторону межународной «шестерки» окончился так же предсказуемо — в МАГАТЭ подтвердили, что подземный завод «Фордо», около Кома, начал обогащать уран….

Тактика испробованная, а потому предсказуемая. Ощущение некой изотеричности ситуации добавили американцы — тот самый авианосец «Джон Стеннис», по поводу которого исходил слюной Атаолла Салехи, начгенштаба, отбил у пиратов шхуну с тринадцатью иранскими рыбаками и благополучно отправил их домой. Ракетно-подводнолодковый Иран ранее судьбой своих моряков озаботиться не удосужился. Наверное, из-за учений — ну, заняты были сильно военные координацией стрельб в проливе …