https://www.funkybird.ru/policymaker

Путин подготовил замену Медведева?

На политической арене вновь всплыла фигура бывшего вице-премьера Игоря Сечина.

«Дуализм» Кремля, который проявлялся с момента прихода Путина к власти, получил новое подтверждение. Много, конечно, воды утекло с тех пор, за это время две «башни» Кремля – «силовая» и «либеральная» — успели между собой изрядно перетусоваться и даже пополнить свои ряды новыми членами, но два пути «модернизации» России, которые они изначально исповедовали, по-прежнему разделяют нашу власть на два противоборствующих полюса. И, ломают страну через колено.

Наиболее ярким представителем «силовиков-государственников» Кремля все эти годы был, конечно, Игорь Сечин – бывший первый замглавы президентской администрации (на паях деливший в этом «теневом» правительстве власть с Владиславом Сурковым), а затем — в то время, когда Путин уступил президентский трон Медведеву — курировавший в качестве замглавы кабинета министров весь реальный сектор экономики. Но после того, как Путин, вновь став президентом, выбрал в премьеры не Сечина, а Медведева, место в обойме высшей власти для Игоря Ивановича, похоже, не нашлось. Всплывшая вчера информация, впрочем, «забвение» Сечина опровергает.

В опубликованном отчете по РСБУ за II квартал крупнейшая (пока еще) нефтяная компания страны «Роснефть» (главой которой Сечин был назначен 22 мая Медведевым, который к этому моменту уже сложил с себя президентские полномочия и принял премьерские полномочия), сообщается, что Игорь Иванович является также председателем совета директоров «Роснефтегаза». А эта госкомпания, созданная еще в 2004 году как некий «госрезерв», в свою очередь, с приходом Сечина в вице-премьеры была намечена им же в качестве аккумулятора всех еще оставшися в руках государства нефтяных активов России. Т.е. призвана была стать своеобразным «нефтяным Газпромом».

Но самое сенсационное заключается в том, что Медведев… не назначал Сечина главой «Роснефтегаза» – хотя этот кадровый вопрос является как раз прерогативой премьера. Выяснилось, что Игорь Иванович еще 6 мая был включен в совет директоров «Роснефтегаза» по распоряжению Путина – тогда еще премьера, вот-вот готовившегося вернуть президентские полномочия. Нынешний же премьер Медведев и его окружение узнали о новом-старом назначении Сечина лишь вчера – от «доносчиков», следящих за отчетами «Роснефти». Завидная, однако, «осведомленность», нечего сказать. Но ведь следят же люди Медведева – да еще как пристально…

Окружение Медведева возмущалось сегодня тем, что назначение Сечина прошло в обход и без ведома их премьера. «Это какой-то бред» — заявил «Ведомостям» источник из Минэнерго РФ. Распоряжение о назначении Сечина пока не подписано главой правительства, твердила и «Ведомостям», и «Коммерсанту» пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова.

При этом странным образом и в самом «Роснефтегазе», и в «Роснефти», и в Росимуществе, сообщают «Ведомости», говорят, что главой совета директоров Сечин стал именно по правительственной директиве еще в начале мая. Если точнее, то 6 мая — документ подписал бывший премьер Путин буквально накануне своей президентской инаугурации. Так что никаких директив от нового правительства Медведева и не требуется, пояснил источник издания, близкий к «Роснефтегазу».

В результате этого кадрового назначения, сделанного Путиным (очевидно, не без давления своего верного соратника Сечина), замышляемая либеральной командой Медведева масштабная приватизация нефтегазовых активов России, пока еще остающихся под контролем государства, зависла. А ведь западным партнерам либералами она было уже обещана…

Игорь Сечин, напоминает «Коммерсант», уже возглавлял совет директоров «Роснефтегаза» в 2006-2011 гг. – сначала в ранге первого замглавы кремлевской администрации, а потом уже как вице-премьер. Но в апреле 2011 года президент страны Медведев потребовал, чтобы чиновники покинули советы директоров госкомпаний. Сечин был вынужден выйти из советов «Роснефти» и «Роснефтегаза», но состав нового правительства не попал. Правда, поскольку он уже перестал быть госчиновником, Медведев снизошел до его назначения главой «Роснефти».

Но «Роснефть» — это еще далеко не вся российская нефть. «Роснефтегаз», видимо, как раз и задумывался как аккумулятор всех нефтяных активов, которые еще остаются под контролем государства. Несколько лет назад идея о консолидации нефтегазовых активов государства уже рассматривалась в правительстве. Это предложение активно поддерживал Сечин, который тогда курировал ТЭК в ранге вице-премьера. Предполагалось, что на базе «Роснефтегаза» будут объединены «Роснефть», «Зарубежнефть», «Транснефть», «Транснефтепродукт» и «Сургутнефтегаз». Но тогда идея реализована не была.

По сути, речь шла – и идет до сих пор — о приостановке отдачи нефтегазового комплекса России под контроль «западных партнеров» нашей власти, чего те, разумеется, всецело добиваются. Сечин, кстати, был едва ли не главным инициатором возбуждения преследования против Михаила Ходорковского, который уже готовил сдачу «ЮКОС» с его огромными нефтяными запасами Западу (для чего, кстати, скупал Госдуму). С точки зрения юридической почвы – заранее подготовленной, конечно, российскими либералам – это преследование выглядело (да и выглядит до сих пор), стоит признать, не совсем корректно. Но ведь закон – лишь низший предел нравственности, как завещал нам выдающийся соотечественник Владимир Соловьев. И потому любой закон проходит у нас – во всяком случае, пока – проповерку на справедливость.

Таким образом, волей-неволей Сечин с его инициативой уголовного пресечения руководства «ЮКОСа» выступил в защиту коренных интересов России. И именно за это его так травит Запад. Влиятельная британская The Observer, комментируя назначение Сечина «главой российского топливно-энергетического комплекса», сетовала недавно, что у него в этой сфере будет больше полномочий, чем у Минэнерго РФ и даже у премьера Медведева.

«Главой» же российского ТЭК Игорь Сечин был провозглашен еще тогда, когда 15 июня Путиным была образована новая президентская комиссия — по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности. Формально возглавил ее президент РФ, но ответственным секретарем комиссии стал президент «Роснефти» Игорь Сечин (недавно назначенный на эту должность премьером Медведевым). Многие наблюдатели тогда пришли к выводу, что это — конец премьерства Медведева. Ведь новая президентская комиссия в соответствии с указом главы государства вправе заведовать всеми российскими недрами и контролировать деятельность всех нефтегазовых компаний — включая распределение месторождений, выделение средств бюджета, налоговую политику, контроль над ценообразованием в отрасли. При этом все решения комиссии обязательны для органов исполнительной власти, включая местные.

Новая комиссия вправе устанавливать или менять графики повышения тарифов на электроэнергию и газ. Кроме того, она же будет определять внутренние цены на бензин и солярку. И даже размер налогов на нефтяников, газовиков и энергетиков. К тому же к сфере ответственности комиссии отнесены электроэнергетика и транспорт. Новая комиссия будет рассматривать программы перспективного развития электроэнергетики, отмечала «Независимая газета», а также определять «основные направления развития трубопроводного транспорта» и перспектив развития других видов транспорта, включая терминалы и иные объекты соответствующей инфраструктуры». Попал в сферу контроля новой комиссии и государственный бюджет. Комиссия Путина-Сечина вправе «рассматривать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах в целях стимулирования развития отраслей ТЭКа, включая разработку новых систем налогообложения по отдельным направлениям деятельности».

После указа Путина о создании этой комиссии западная печать тут посетовала, что 30% российского ВВП попросту выведены из полномочий столь ему дорогого правительства Медведева.

Российские либералы, связанные обязательствами с «западными партнерами», тут же пошли к контратаку. «По сути, глава «Роснефти» (Игорь Сечин. – KM.RU) будет возвышаться над остальными. Идет внутренняя борьба за контроль над ТЭК, и Игорь Сечин, похоже, ее выигрывает», — заявил РБК daily собственный источник. «Немыслимо! Руководитель нефтяной компании («Роснефти» — KM.RU) , т.е. рядовой участник рынка, вправе запрашивать у конкурентов материалы, раздавать поручения министрам, ФАС и ФСБ? Как это соотносится с законом?» — приводят «Ведомости» мнение человека, приближенного к комиссии.

Окружение Медведева предприняло максимум усилий, чтобы «укоротить» полномочия Сечина как ответственного секретаря данной комиссии. В результате закулисной борьбы в верхнем эшелоне власти окружению премьера Медведева в окончательном варианте указа президента Путина о создании комиссии оказались не зафиксированы полномочия Сечина, хотя в первоначальном тексте документа, опубликованном 15 июня на официальном сайте президента, они были очень широкими, сообщил «Комерсант». Впрочем, и из создавшегося положения Сечин вышел фактически без потерь – в окончательной версии указа о создании президентской комиссии по ТЭК Путин переписал на себя право «давать поручения» и вообще исключил детализацию полномочий ответственного секретаря – Игоря Сечина. Спрашивается, чем будут отличаться «путинские» инструкции комиссии от «сеченских»?

И вот – новая «незадача» правительству Медведева в виде только что ставшего известным назначения Сечина главой ««Роснефтегаза». Чем будет ведать после этого правительственная (т.е. медведевская) комиссия по ТЭК, возглавляемая вице-премьером Аркадием Дворковичем — одним из генераторов либеральных реформ в России?

Подковерная борьба за власть в стране, таким образом, вновь вышла наружу (и лишнее свидетельство тому – не только назначение Сечина, но и всплывшая на днях в СМИ информация о запоздалости решения медведевского руководства о начале отражения грузинской агрессии в Южной Осетии в 2008-м). И если с замыслом наших либералов, так стремящихся поскорее продать национальное достояние страны, все как бы ясно, то к позиции «силовиков-государствеников» в лице того же Сечина, по крайней мере, очень много вопросов. Сдается, что эта «башня» Кремля пытается соединить несоединимое – как говорится, «и рыбку съесть, и…». «Дуализм» Кремля в таком случае оборачивается лишь, мягко говоря, непоследовательностью ее «силовой башни». Стоит ли говорить, что к коренным интересам населения нашей страны это не имеет почти никакого отношения.