https://www.funkybird.ru/policymaker

В России растет интернет-активизм

Недавние акции протеста, прошедшие в Москве, как и аналогичные события в арабских странах в прошлом году, неожиданно и резко набрали вес благодаря социальным сетям. Но они также продемонстрировали силу интернета в сборе средств для противостояния Кремлю.

Через четыре дня после того, как просьба разошлась по Facebook и другим сетям, организаторы протеста смогли собрать четыре миллиона рублей — около 129 тысяч долларов — через российские интернет-системы денежных переводов. Хоть и небольшая сумма по западным стандартам, собранные средства являются роскошью в России и их с лихвой хватило для финансирования организации митинга 24 декабря, который стал крупнейшей антиправительственной акцией протеста в стране за последние 20 лет.

Деньги были потрачены на оплату сцены, звуковой аппаратуры, мониторов и переносных туалетов, а более миллиона рублей осталось для проведения следующего митинга против премьер-министра Владимира Путина — запланированного на четвертое февраля марша, который пройдет за месяц до того, как он выступит в качестве кандидата на президентских выборах.

Десятки тысяч человек приняли участие в двух акциях протеста в декабре, выражая свое недовольство масштабными фальсификациями результатов выборов в парламент, которые прошли четвертого декабря. Лидеры оппозиции пытаются заставить Кремль аннулировать результаты выборов, провести внеочередное голосование, освободить всех политзаключенных и провести широкомасштабные политические реформы.

Усилия по налаживанию диалога между правительством и его критиками не привели к заметным результатам за время новогодних праздников, которые завершатся во вторник.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отмел идею перевыборов, заявив, что лишь суд имеет полномочия принимать такие решения.

Во время празднования православного Рождества в России на этих выходных два авторитетных сторонника Путина призвали его обратить внимание на требования протестующих, чтобы укрепить уверенность в его руководстве.

Глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл заявил в субботу в интервью государственному телеканалу, что «власть должна… корректировать курс» с помощью диалога. А бывший министр финансов Алексей Кудрин, предложивший услуги посредника, выдвинул идею о проведении выборов нового парламента через 18 месяцев с соблюдением измененного законодательства. Он также призвал Владимира Чурова покинуть пост главы Центризбиркома.

Многолетний жесткий контроль Кремля над бизнесом и гражданской жизнью привел к тому, что сбор средств стал одной из самых сложных задач для оппозиции. Задача эта требует усердных и деликатных переговоров с донорами, боящимися расправы со стороны официальных лиц.

«Люди боятся открыто давать деньги. Они боятся за бизнес, за свои семьи», — считает Сергей Пархоменко, издатель и один из главных организаторов обоих митингов в декабре.

Интернет предложил выход. Системы, управляемые, например, компанией «Яндекс», главным поисковиком рунета, предоставляют донорам относительную анонимность.

Активисты использовали интернет для сбора средств для благотворительности и менее амбициозных политических проектов, например, издания антипутинской литературы.

Алексей Навальный, популярный блогер и один из самых активных критиков Кремля в последние недели, в прошлом году смог за месяц собрать семь миллионов рублей для создания ресурса, на котором обличаются факты государственной коррупции.

Его усилия привлекли внимание российских спецслужб, которые потребовали от компании «Яндекс» предоставить список имен перечисливших деньги. Имена некоторых из них просочились в интернет, после чего пожертвовавшие жаловались на притеснения.

Первый крупный протест после выборов прошел 10 декабря и был организован всего за несколько дней со скромным бюджетом, предоставленным лидерами оппозиции. Как потом выяснилось, сцена была слишком маленькой, а звуковая аппаратура слишком слабой для того, чтобы выступающих услышала вся огромная толпа, пришедшая тогда.

Организаторы пообещали лучше подготовиться к демонстрации 24 декабря, но, как заявил Пархоменко, обычный подход — поиск богатого спонсора, открытие банковского счета или специальной компании — мог стать слишком рискованным или требующим много времени делом.

Вместо этого организаторы обратились к виртуальному пространству. Откликнулись более пяти тысяч человек — кто-то присылал 30 рублей, кто-то 15 тысяч, что является максимальной суммой, разрешенной компанией «Яндекс». Система принимает платежи только внутри России, ставя под вопрос обвинения в иностранном финансировании.

«Это было быстро, просто и прозрачно. Мы хорошо понимали, что будет большое количество людей, желающих поймать нас на темных переводах, которых не было в данной системе», — заявил Пархоменко.

Те, кто опасался, что их имена станут доступными в сети, сделали пожертвования наличными через системы электронных платежей, которые повсеместны в российских городах.

Путин сделал неожиданную дополнительную рекламу сбору пожертвований, когда публично обвинил протестующих в том, что им платят агенты США. В день, когда прозвучали эти слова, на счет организаторов поступил еще один миллион рублей.

«Люди хотели показать, что им никто не платит, а и еще то, что они сами могут заплатить», — считает Ольга Романова, неофициальный казначей протеста.

Как говорят активисты, система Яндекс имеет определенное количество ограничений, включая лимит на снятие средств. И на данный момент доноры готовы участвовать в финансировании конкретных проектов, например, протестов, а не политических партий.

«Надеюсь, что потихоньку люди перестанут боятся и начнут открыто поддерживать, как это было раньше, в 90-х годах», — заявил Пархоменко.

Навальный заявил о своей уверенности в том, что интернет-активисты смогут также финансировать и политические партии.

«7 миллионов мы собрали за месяц с 20 тысяч человек», — заявил он в интервью в прошлом месяце. «Соберем 77 177 — если нужно будет».