https://www.funkybird.ru/policymaker

Кто, с кем и за что будет воевать в Арктике?

Озвученные секретарем Совбеза РФ планы Москвы по усилению охраны Севморпути выглядят блефом.

На днях секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев сообщил: «Сформирован перечень ключевых объектов двойного назначения в удаленных районах арктических морей по трассе Северного морского пути, которые необходимо развивать в интересах обеспечения временного базирования боевых кораблей (судов) Военно-Морского Флота и Пограничной службы ФСБ России».

Заявление секретаря Совбеза наверняка вызовет острый интерес не только в России, но и за рубежом. Потому что прозвучало оно на фоне непрекращающегося спора о национальной принадлежности арктического шельфа и обостряющейся борьбе за право добычи на нем природных ресурсов, которую ведет уже около десятка стран. В 2008-2009 гг. правительство США осуществило геологическую разведку региона, по результатам которой сделало вывод, что около 30% мировых запасов природного газа и 13% нефти залегает в Арктике – преимущественно в море на глубине менее 500 метров. Пока доступ к ним либо физически невозможен, либо экономически нерентабелен. Но ученые прогнозируют, что скоро ситуация радикально изменится.

Так, в 70-х гг. XX века площадь льдов Арктики составляла примерно 8 млн. кв. км. В 2007-м от них осталось всего 4,3 млн. Стремительное таяние продолжается. В частности это утверждает американский геолог Лоуренс Смит в книге «Новый Север: мир в 2050 году». Выходит, скоро станет возможным и куда более интенсивное, чем нынче, использование Северного морского пути. Он способен стать реальной альтернативой «южному» марщруту, проходящему через Суэцкий канал. Потому что сокращает плавание из Западной Европы, например, в Японию на 5-8 тысяч километров.

На фоне этого естественно стремление России обеспечить безопасность своих северных границ и защиту собственных экономических интересов в Заполярье. И присутствие наших боевых и пограничных кораблей на трассе Севморпути тоже представляется нелишним. Однако насколько оно реально? Мы попросили бывшего командующего 5-й Средиземноморской оперативной эскадрой, бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селивановапрокомментировать «арктические» планы Москвы. Адмирал заявил «СП»:

– Северный Ледовитый океан потому и называется Ледовитым, что покрыт льдом. Раньше зимой там без ледокола пройти было нельзя, а зайти в бухту даже и с ледоколом невозможно. Но в последние годы Северный морской путь становится все более доступным для судоходства. Например, в прошлом году небольшой военный корабль в сентябре прошел весь путь от Мурманска до Чукотки без ледокола, даже нигде не останавливаясь. То есть — ледовая обстановка изменилась. Поэтому с учетом все ужесточающейся борьбы за ресурсы Арктики совершенно логична потребность в пунктах маневренного базирования нашего флота по всей трассе Севморпути.

«СП»: — В прошлых интервью вы неоднократно сетовали, что за последние 20 лет мы не построили ни одного крупного боевого корабля. Что будем базировать в новых северных морях?

– Разумеется, об этом нужно думать уже сегодня. Нужны новые надводные корабли, способные плавать в высоких широтах. Нужны новые подводные лодки. Возможно — корабли на воздушной подушке, которые могут ходить и по воде, и по льду. Будем надеяться, что все это удастся построить хотя бы к 2020 году. Наромню, президент обещал, что к тому времени у нас появится 50 новых кораблей различного класса и назначения.

«СП»: — Мы не утратили технологии строительства кораблей усиленного ледового класса для северных широт?

– Не утратили. Другое дело, что десять лет на этом направлении не было никакого движения. Найдутся ли теперь люди, которые с чистой совестью и заботой о флоте внедрят эти технологии в металле — это, конечно, вопрос.

«СП»: — В советские годы в Арктике существовали пункты базирования, подобные тем, что планируют построить сейчас?

– Нет. Но тогда была другая военно-политическая обстановка и другие угрозы. Одно время на Новой Земле лет десять базировалась бригада эскадренных миноносцев. Восточнее никаких пунктов базирования у нас никогда не было