https://www.funkybird.ru/policymaker

Грузия основной союзник США вне НАТО

Полная интеграция Грузии в НАТО не представляется американской стороне целесообразной в ближайшей перспективе. К такому выводу администрация Белого дома пришла ещё на стыке 2008-2009 гг., когда между Вашингтоном и Тбилиси была подписана Хартия стратегического партнёрства и усилия грузинской стороны вписаться в НАТО стали получать отсрочиваемый от одного саммита Альянса к другому характер. С января 2009 г. общий характер американо-грузинских отношений определяется указанной Хартией, одна из основных составляющих которой затрагивает и вопрос евроатлантической интеграции Грузии.

Подход Вашингтона к перспективе скoрого решения вопроса полной интеграции Грузии в НАТО стал ещё более осторожным по итогам Чикагского саммита (20-21 мая с.г.). Высшее грузинское руководство в канун саммита и сразу по егo завершению не преминуло в одностороннем порядке обозначить очередную дату интеграции. Официальный Тбилиси оповестил мир о том, что к следующему саммиту НАТО, который предварительно запланирован на 2014 г., Грузия имеет все шансы на приобретение статуса полноправного члена евроатлантического блока.

Для американцев такая «диктовка» грузинской стороны представляется весьма неудобной, а, порой, и раздражающей. Целый ряд факторов в американо-российских отношениях не способствуют принятию в Вашингтоне трудного решения по членству Грузии в НАТО. Отношения США и России и без данного вопроса отягощены разночтениями сторон по региональным процессам на Ближнем и Среднем Востоке, а в вопросе создaния Европейской ПРО они носят принципиальный характер.

Вместе с тем, Вашингтон не намерен ставить вопрос членства Грузии в НАТО в полную зависимость от особой позиции Москвы, стремясь найти оптимальный вариант построения своих связей с Тбилиси, но без внесения окончательной ясности в вопрос вступления Грузии в Альянс.

В этой связи обращает на себя внимание наличие в актуальных исследовательских разработках американской стороны варианта наделения Грузии статусом основного союзника США вне НАТО. Как известно, недавно Вашингтон объявил о своём решении предоставить подобный статус Афганистану, что стало продолжением реализации положений американо-афганского соглашения о стратегическом партнёрстве, заключённом 2 мая с.г. в Кабуле.

Можно предположить, что если бы не жёсткая позиция России, то Грузия была бы включена в список основных союзников США вне НАТО ещё в 2009 г., т.к. после января 2009 г., даты подписания американо-грузинской Хартии, для Вашингтона перспектива вступления Грузии в НАТО перешла в разряд долгосрочных и малоперспективных целей. Для Грузии данный статус стал бы промежуточным и не закрывающим полностью вопрос её полной интеграции в НАТО. Предоставление республике на постсоветском пространстве статуса основного союзника США вне НАТО может рассматриваться в Вашингтоне как нейтрализующий особую позицию Москвы подход.

Для российской стороны это стало бы практически полным замораживанием вопроса вступления Грузии в НАТО, для США — позволило бы перевести отношения с южнокавказским «плацдармом» на качественно иной уровень «преднатовских» связей, а для грузинской стороны внесло бы новые промежуточные этапы для продвижения к долгосрочной внешнеполитической цели нынешней властной элиты республики.

Статус основного союзника США вне НАТО предоставляет его обладателям преференции по линии военно-технического сотрудничества и связей в сфере военного образования. Последняя составляющая в американо-грузинских отношениях поступательно развивается и при наличии нынешней договорной базы. На сотрудничество в сфере военной подготовки стороны делают особый упор с начала 2009 г., что вытекает из поставленных евроатлантистами перед Тбилиси целей достижения соответствующего для кандидата в члены НАТО уровня «аспирантской» подготовки.

Сфера военного образования и подготовки прочно вошла в систему двусторонних контактов США и Грузии. После первой встречи рабочей группы по вопросам безопасности, созданной в рамках американо-грузинской Хартии, участвовавший в ней замминистра обороны США по вопросам международной безопасности А.Вершбоу 20 октября 2009 г. заявил о долгосрочности обязательства США по оказанию помощи Грузии в реформе обороны. Но по прошествии почти 3 лет приоритеты американо-грузинского сотрудничества в военной сфере практически не изменились, что следует из программных заявлений нового министра обороны Грузии Д.Шашкина в июле с.г. Глава грузинского военного ведомства указал на приоритет «тотального обучения» и связал его с необходимостью «как можно больше учиться и тренироваться для того, чтобы ускорить интеграцию в структуры НАТО» (1).

После пленарного заседания американо-грузинской комиссии по стратегическому сотрудничеству, прошедшего в начале июня с.г. в Батуми, США и Грузия 14 июня опубликовали совместное заявление, в котором говорится о готовности США, «наряду с переходом от анализа и оценки на этап реализации в ближайшие месяцы», рассматривать просьбы Грузии о закупке оборонительных средств и услуг в дополнение к обучению и помощи.

Новым элементом в отношениях США и Грузии представляется усиление связей по линии поставок в Грузию американских вооружений и военной техники. Как известно, на нынешнем этапе США вынуждены учитывать особую позицию России не только по вопросу вступления Грузии в НАТО, но и по поставкам Тбилиси новейших образцов вооружений и военной техники, тем более, если такие поставки касаются сегмента наступательных видов вооружений. В случае же принятия Грузии в клуб стран-союзников США вне НАТО вопрос усиления военно-технических связей между Вашингтоном и Тбилиси получит новую легитимную основу, которой Москве будет трудно воспротивиться.

Примерно по такой общей схеме строится на сегодняшний день аргументация вашингтонских аналитиков, работающих над поиском оптимального варианта решения вопроса евроатлантической интеграции Грузии.

Грузинские СМИ с вниманием встретили информацию о предоставлении Соединёнными Штатами Афганистану статуса союзника вне НАТО. Этому информационному контенту были посвящены публикации в серьёзных грузинских источниках, постоянно отслеживающих динамику событий в вопросе евроатлантической интеграции республики. В Тбилиси понимают абстрактность готовности всех членов НАТО одобрить решение о принятии Грузии в Альянс и взять импульсивный южнокавказский режим под зонтик коллективной обороны блока. Но и настойчивые попытки нынешних грузинских властей вписаться в натовские и околонатовские схемы не могут оставлять основных евроатлантистов равнодушными, что весьма своеобразно интерпретируется командой молодых грузинских «стратегов».

«Афганизация» южнокавказской республики, которая стала для США региональным «плацдармом» продвижения своих планов и придания политическим процессам в регионе удобного себе характера, может получить своё очередное проявление на этот раз в виде наделения Грузии вслед за Афганистаном статусом основного союзника США вне НАТО. Понятие «афганизация Грузии» мы предложили в одной из наших предыдущих работ, и последние шаги Вашингтона по наделению режима в Кабуле статусом своего основного союзника придают версии о возможности аналогичных шагов в отношении Грузии дополнительные аргументы.