https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия возвращается к худшим традициям СССР

Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс недавно публично констатировал, что начатый в Москве так называемый судебный процесс над Pussy Riot свидетельствует о возврате России к худшим традициям Советского Союза. Нас все же больше интересует, каким образом это может повлиять на отношения с Россией и на внешнюю политику Риги в целом.

Это громкое дело, которое отнюдь не является самым политически тяжелым или трагичным, — всего лишь один из признаков упомянутого возврата. Внимание привлекает не столько процесс, сколько тот факт, что участницы «панк-молитвы», по сути, несанкционированной политической демонстрации, могут быть посажены в тюрьму даже на семь лет. Не говоря о том, что некоторые связанные с этим судом события, которые в самой России, возможно, не замечают или умалчивают о них, на Западе вынуждают повести нехорошие параллели. Например, санкт-петербургского художника Петра Павленского, который в знак протеста против процесса над Pussy Riot зашил себе рот, доставили в психиатрическую клинику. Его, конечно, отпустили, но символическое сходство с практиковавшимся в свое время в СССР «лечением» диссидентов остается. В политике символы имеют большое значение, хотя и в данном случае возмутителем спокойствия была «испорченная молодежь» Москвы и Санкт-Петербурга. Снова очередное доказательство «вредного влияния» Запада. Однако сомнительно, что ему подвержен истинно русский Алексей Навальный, против которого, как известно, начато уголовное преследование. Суть в том, что возврат к советским традициям совпал с возвращением Путина на должность президента, и, как резюмировалось в передовой статье в Le Monde: «бывший полковник КГБ менее чем за три месяца велел парламенту принять целую серию законов, чтобы закрыть рот оппозиции».

Отразится ли внутренний жесткий курс Москвы на российско-латвийских отношениях? Со стороны Риги во внешнеполитическом смысле, наверное, ничего не изменится. С внутриполитической точки зрения вопрос, прежде всего, относится к кругам, которые, говоря словами поэта, воплощают «латышскую синицу на башне Кремля». Вспомним хотя бы пакт о сотрудничестве «Центра согласия» с «Единой Россией», которая была инициатором всех репрессивных законов в Госдуме (о приравнивании определенной категории неправительственных организаций к «иностранным агентам», о введении уголовной ответственности за клевету и др.). Разумеется, ЦС ничего подобного инициировать не будет по той причине, что партнеры по сотрудничеству каждый в своей стране реализуют совершенно противоположную тактику: насколько ЕР закручивает гайки в России, настолько ЦС в Латвии пытается их ослабить, привлекая различных случайных помощников. Хотя бы те же неправительственные организации, которые в условиях соседней страны были бы помещены в упомянутую категорию «агентов». Для осуществления тактики ослабления гаек, безусловно, нужна и какая-то «латышская партия». Лучше всего такая, хозяев которой можно экономически заинтересовать или которые уже фактически заинтересованы, а некоторые из них способствовали вхождению в Латвию бизнеса и денег антоновского типа.

Во многих сферах Россия — наследница СССР, что облегчает обратный путь к советским традициям. Латвия, как раз наоборот, со времен начала народного движения в конце 80-х годов старалась освободиться от навязанного наследия ЛССР как составной части СССР. Прежде всего, в чисто ментальном смысле. Поэтому при склеивании советского пространства в стремлении придать ему какой-то новый вид промыванию мозгов уделяется большое внимание. К тому же, этот процесс не ограничивается «соотечественниками» происхождения ЛССР, а в соответственно приспособленной форме охватывает по возможности широкую аудиторию. Если хочешь достичь желаемого результата в Латвии, в большей или меньшей степени надо привлекать латышей, из умов которых надо вырвать вредное влияние Запада, чтобы привить сознание принадлежности к «одной шестой части Земли». Для этого годятся и изношенные «брэнды», и изношенные идеи, которые иногда уводят нас назад не в эру горбачевской гласности конца 80-х годов, а в более отдаленные времена. Чего стоит один лишь дешево тиражируемый тезис о добровольном вступлении стран Балтии в СССР. Избиратели Латвии это и еще многое другое должным образом оценят.