https://www.funkybird.ru/policymaker

Мурси остается с армией

После того, как в воскресенье президент Египта Мухаммед Мурси подписал указ об отмене дополненной Конституционной декларации, он сделал следующий политический шаг, сняв с поста министра обороны главу Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) Египта маршала Хусейна Тантави и начальника генерального штаба египетской армии Сами Анана.

Отметим, что именно в период их недолгого правления в Египте в июне 2012 года была принята дополненная Конституционная декларация, которая заменила основной закон государства. ВСВС ввел в действие этот документ за несколько дней до вступления Мурси в должность. Декларация была обнародована ВСВС после решения Конституционного суда о незаконности парламента, что послужило основанием к его роспуску военными и передаче им высшей законодательной власти в стране.

С точки зрения «чистой демократии», роспуск парламента и принятие декларации серьезно сковывали полномочия президента, создавая неопределенности в отношении проекта новой конституции. Поэтому недавние «радикальные» политические и кадровые решения Мурси некоторые наблюдатели готовы трактовать чуть ли не как переворот.

Довольно смелые, на первый взгляд, действия нового египетского лидера вызвали одобрение со стороны подавляющего большинства политических партий и общественных деятелей страны. Постановление Мурси рассматривается как «завершение двоевластия» между президентом и военными и «полное окончание переходного периода» в Египте. Многие наблюдатели уже прогнозируют резкое ослабление влияния военных на политическую ситуацию в стране.

Между тем, во властных структурах Египта прямо заявляют, что говорить о перевороте нельзя. Новый заместитель министра обороны Египта Мухаммед аль Ассар сообщил, что свои решения Мурси согласовал заранее с ВСВС, поэтому его действия «не могут рассматриваться как переворот». Сам Мухаммед Мурси сказал, что указы об отставке Тантави и Анана приняты «в интересах Египта», «не направлены против кого-либо лично и не имеют целью оскорбить или ослабить какую-либо государственную структуру». Президент Египта объяснил перестановки в военной верхушке стремлением омолодить командование вооруженных сил.

Действительно, Тантауи и Анан успешно выполнили отведенную им роль. В период постреволюционной нестабильности, им удалось сохранить единство страны и предотвратить дестабилизацию обстановки. Но и теперь два главных представителя военной верхушки Египта, сыгравшие ключевую роль в революционных событиях, которыми была охвачена Страна пирамид с 25 января прошлого года, не уйдут из политики, а займут высокие и почетные должности советников президента.

Несмотря на то, что внутриполитическая ситуация в Египте нормализуется, общее положение а стране остается довольно шатким и в интересах военных сейчас не упускать бразды правления. В интересах же гражданской власти, большое влияние на которую оказывают «Братья-мусульмане», не идти путем насилия, а действовать в законодательной плоскости, поскольку, как показали недавно прошедшие выборы, значительная часть населения на их стороне.

По мнению научного сотрудника Института востоковедения РАН Павла Густерина, Высший совет вооруженных сил АРЕ «никуда не делся и, кроме того, отставки его основных представителей – не окончательные, так как им были предложены довольно высокие государственные должности». «Говорить о каких-то кардинальных переменах нельзя», — уверен эксперт, поскольку, «если бы это был переворот, Мурси разогнал бы ВСВС и полностью утвердил свою власть, а он этого не сделал».

Конечно, в определенной степени решения Мурси укрепляют систему гражданского правления в стране и олицетворяют завершение шестидесятилетнего доминирования военных в политике. Но не стоит упускать из вида, что военная элита в Египте представляет серьезную силу. И даже после «революции 25 января» те, кто входил и входит в Высший военный совет — люди, по большому счету, бывшие у власти при Мубараке.

Очевидно, что военные власть не уступят. Именно поэтому свои решения Мурси и согласовал заранее с ВСВС. В противном случае, он рисковал оказаться в полном марионеточном подчинении военной элите Египта, либо быть устраненным от власти в результате новой волны беспорядков. По мнению Павла Густерина, «не исключено, что в далекой перспективе египетское общество может быть переустроено в сторону большей демократизации, но в ближайшем будущем равновесие сил будет сохраняться».

К слову, отставки военачальников произошли на фоне драматических событий на Синае, где в районе египетско-израильской границы активизировались экстремистские группировки. Сейчас на Синайском полуострове продолжается войсковая операции по нейтрализации террористов, прибывающих через туннели из соседнего сектора Газа. В этих условиях Мухаммеду Мурси совершенно не с руки ссориться с военными, которых он уже призвал к выполнению основной возложенной на них «священной миссии по защите отечества».