https://www.funkybird.ru/policymaker

Украина-ЕС: зачем нам эти грабли?

Все мы знаем: некоторые наши соотечественники горячо любят Европу, а точнее ту её часть, что лежит на запад от еврозоны. Одни хотят жить там, другие — жить тут, но как там, третьи — чтобы никакого «тут» и «там» не было, а была единая дружная семья европейских народов.

Любить Европу, существующую в сознании таких людей легко: она красива, воспитана, приветлива, и очень-очень огорчена, что нас с ней до сих пор разделяет то железный занавес, то недостаточно рыночная экономика, то — как сейчас — диктаторско-бандитский режим Януковича-Азарова. Отсюда вывод: когда препоны будут сломлены, Европа встретит нас с распростёртыми объятиями, возьмёт за руку и в светлицу заведёт. Тут-то и заживём…

Реальность куда более прозаична и для нас с вами оскорбительна. Никакой дружной европейской семьи нет, а есть закрытый клуб, члены которого, конечно, равны, но одни немного равнее других. И, как ни странно, общее членство в ЕС нисколько не мешает им не любить друг друга. Например, в немецких масс-медиа поляки нередко изображаются как воры и угонщики, а датские ультраправые призывают «решить проблему» с польскими, болгарскими и румынскими иммигрантами… Напомним, речь идёт о братьях по еврозоне, а не каких-то там аутсайдерах навроде нас.

Что касается отношений с соседями, то, как писало в прошлом месяце голландское издание «De Groene Amsterdammer», европейцев премного беспокоит «дырявая» восточная граница, не говоря уже о дальнейшем расширении ЕС за счёт Украины, России и Турции. Об отношении к Украине в ЕС свидетельствует многое. Так, профессор Александр Мотыль считает, что Украина стала для Европы «заменителем презрения», страной, с которой можно не церемониться. Этот неутешительный вывод в очередной раз подтвердился во время недавнего визита Мадонны в Украину. Поп-дива заставила тысячи своих украинских фанатов ждать концерта целых три часа, а её труппа превратила столичный отель Hyatt Regency Kiev в свинарник, загадив номера до состояния вокзальных уборных… Впрочем, это можно так-сяк списать на специфику «звёздного» поведения. Но на что списать незасчитанный «украинский» гол в ворота англичан во время Евро-2012? Потом, конечно, европейские эксперты оспорили судейское решение, но ничего исправлять не стали — счёт так и остался 1:0 в пользу Альбиона… Забавно, но когда во время Олимпиады-2012 немцы оспорили дисквалификацию своей бегуньи, ей быстренько вернули «бронзу» (отняв её у нас).

Но это — лишь скандалы, провоцирующие много шума и вызывающие много эмоций. Реальное же отношение к нам в ЕС проявляется в отношении к нашим «заробитчанам». На помним, по количеству трудовых мигрантов Украина занимает пятое место в мире. По словам журналиста Саймона Купера, иммигранты из Центральной и Восточной Европы такие же чужие для голландцев, как турки или марокканцы, или хуже — к мусульманам местное население уже приспособилось, а вот «братья-европейцы» с Востока вызывают у них немалое отторжение. И не только у голландцев. Вспомнить хотя бы недавний инцидент, когда двое польских радиожурналистов грязно оскорбили украинок (за что, впрочем, их привлекли к ответственности). В Чехии вообще пришлось выпустить на экраны социальный рекламный ролик, убеждающий чехов относиться к украинским заробитчанам как к людям, а не как к двуногому скоту…

В общем, Украина (т.е. украинский народ, а не кабинет Азарова поимённо, как думают некоторые) воспринимаются в Европе безо всяких сантиментов: если они «в доску своих» поляков не любят, то нам вообще рассчитывать на любовь не приходится. Впрочем, презрение к украинцам не исключает их применения с пользой. Наивно полагать, что тысячи наших «заробитчан» проникают на территорию ЕС супротив воли хозяев: если звёзды зажигаются, значит это входит в чей-то бизнес-план. В своё время Европа открыла двери для мусульман, чтобы те, работая за гроши, помогли поскорее преодолеть послевоенную разруху в Европе. Когда дело было сделано и поголовье дармовой рабсилы неприятно возросло, лидеры Британии, Франции и Германии в один голос заявили о провале мультикультурализма: мол, извините, господа мусульмане, вы отлично поработали, но вместе нам не ужиться.

Сегодня украинцы постепенно занимают место мусульманской дешёвой рабсилы, считая за большую удачу зарабатывать столько, за сколько чех или немец с кресла не встанут, не то что целую неделю вкалывать. Скажем, в Англии украинцы работают на стройках, фермах, вредных производствах, поэтому полиция не особенно стремится отлавливать нелегалов. «Без украинцев нам тяжелее будет жить. — признаётся посол Италии в Украине, — Итальянцы обожают украинских заробитчан». По понятным причинам протестуют против изгнания «заробитчан» и чехи. Польские работодатели могут легко сэкономить на налогах, просто не заплатив нашему брату за работу… И, разумеется, как только спрос на «остарбайтеров» сокращается, «заробитчане» тотчас получают пинка под нижние полушария, причём на абсолютно законных основаниях: поработали и до свидания.

Короче говоря, презрительное отношение к украинцам в ЕС полностью соответствует их реальному положению там. Естественно, к отдельным украинцам (например, к некоторым литераторам) европейцы относятся благосклонно, но в целом наш брат скитается по европам на птичьих правах, судорожно хватаясь за предоставляемые возможностилегализации. Поэтому для жителей ЕС украинцы — такие же европейцы, как батрачащие на стройках таджики — москвичи для коренных жителей российской столицы.

Наши отношения с ЕС на государственном уровне и наше отношение к ЕС на уровне человеческом должны строиться с учётом изложенных выше моментов. Следует понимать, что о реальной перспективе вступления Украины в ЕС никто всерьёз речь не ведёт: десятилетиями нас кормят обещаниями, дают копеечные поощрительные призы и под любым предлогом отказывают нам в дальнейшем продвижении. Да и зачем? Обеспокоенный личным комфортом Евросоюз вполне устраивает 40-миллионная трудовая армия, двадцать лет стоящая у порога и смирно ждущая свистка. А зачем что-то менять, если и так неплохо?

Естественно, налаживать отношения с ЕС необходимо — только фантазёр или дурак будут ратовать за разрыв отношений или того хуже — противостояние с могущественным западным соседом. И, понятное дело, отношения эти должны быть равноправными и взаимовыгодными. Но пока мы остаёмся 40-миллионной артелью «заробитчан», прагматичные брюссельские господа будут воспринимать нас именно как артель «заробитчан», с которыми разговора на равных быть не может в принципе. Поэтому, как ни парадоксально, путь на Европу лежит через Украину: нас полюбят только когда мы станем такими, что не полюбить нас будет просто невозможно. Не хотелось бы повторять банальности, но факт остаётся фактом: в мире уважают тех, кто силён (в разных смыслах), а не тех, кто громко канючит.

И уж конечно не тех, кто громко канючит для себя разных наказаний и унижений. В этом смысле поведение отечественных «проевропейских» политических сил выглядит абсурдным: свой электорат они охмуряют обещаниями выпросить у ЕС членство для Украины, одновременно выпрашивая у брюссельских бонз санкции по отношению к Украине. Вспомнить хотя бы, как некоторые оппозиционные политики (не будем тыкать пальцем) искренне радовались, когда семеро европейских президентов бойкотировали Ялтинский саммит, или когда европейские лидеры говорили о возможном бойкоте Евро-2012. Да и сейчас те саме политики обивают пороги европейских инстанций, убеждая еврочиновников в том, что их презрение к Украине вполне обоснованно: мы, дескать, все насквозь коррумпированы, и собак бродячих негуманно исстребляем, и вообще — нерукопожатная мы публика. То ли по закону подлости, то ли по закону кармы каждый камешек в огород «бандитского режима» аукается целым самосвалом щебня в огород украинского народа со всеми вытекающими: и с восприятием, и с отношением. Например, журналист «Дойче велле» приезжавший в мае во Львов с миссией отснять устрашающий репортаж, предлагал футбольным фанам побить бразильского игрока, националистам — пораздавать на камеру листовки, «тыкал» мэру Садовому и вёл себя, как пьяный барин. Тогда ему не удалось снять убойный сюжет, зато хвалёное «объективное» Би-Би-Си с задачей справилось на «ура», сняв «страшилку» о том, что украинцы поголовно пещерные расисты (Немыря был, наверное, страшно доволен)…

Конечно, закидывание родного гнезда фекалиями преподносится как борьба с режимом Януковича-Азарова, но результаты этой «борьбы» приходится расхлёбывать 40 миллионам украинцев. Иногда — даже самим борцам с режимом. Вспомнить хотя бы тот смешной инцидент, когда Германия отказала в визе Ирэне Карпе — вот крику-то было! «Как же так? — наверное, подумала Карпа — Я и Януковича в Берлинепикетировала, и вообще вся такая европейская…» Безусловно, это лишь отдельный казус — в целом же таких фекалометателей в ЕС воспринимают положительно: благодаря им еврочиновникам не нужно ломать голову, выдумывая поводы, чтобы продолжать относиться к Украине, как к стране быдла и холопов.

Только вот на деле такая стратегия политиков и общественников «проевропейской ориентации» лишь отдаляет нас от ЕС как на государственном уровне, так и на уровне личных биографий украинцев (прежде всего «заробитчан»), обречённых носить клеймо выходцев из страны коррупционеров, убийц и проституток. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.