https://www.funkybird.ru/policymaker

Госчиновникам никак не угодить

«Что бы ты ни делал, ты будешь виноват — или для ФАС, или для ФНС», — пожаловался премьеру Дмитрию Медведеву основной владелец и председатель совета директоров группы «Мечел» Игорь Зюзин, передает «Интерфакс». По его словам, цены компании на уголь снова вызвали претензии чиновников.

Зюзин напомнил премьеру, как в 2008 г. ФАС обвиняла «Мечел» в том, что его экспортные цены были ниже, чем внутренние. Компания «продавала сырье за границу по ценам в 2 раза ниже внутренних», раскритиковал «Мечел» Владимир Путин (тогда был премьер-министром) на совещании с металлургами 24 июля 2008 г. Заболевшему и отсутствовавшему на совещании Зюзину он посоветовал поскорее выздороветь, «иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы». «Мечелу» тогда дорого обошлись слова Путина — котировки компании на NYSE рухнули на 37,61% (23 июля 2010 г. Путин, наоборот, похвалил политику «Мечела» в области ценообразования и поблагодарил Зюзина, компания подорожала на 7,7%).

«Теперь мы получили уже обратное решение от ФНС, что у нас внутренние цены ниже, чем экспорт. То есть нас фактически сейчас заставляют продавать на экспорт по ценам ниже, чем мы можем продавать. И у нас уже есть решение на 30 млн (валюта не указана. — “Интерфакс”), и как раз за период 2009-2010 гг., когда был кризис и все спасали экономику», — рассказал Медведеву Зюзин. ФНС «произвольно трактует такое понятие, как рыночная цена, и считает, что у нас цена должна быть одинакова как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Сейчас и с ЖРК (железорудный концентрат, его производит входящий в “Мечел-майнинг” Коршуновский ГОК. — ИФ) такая же ситуация. Транспортные издержки никто не учитывает», — объяснил Зюзин.

«Любят вас и ФАС, и ФНС, и некоторые другие структуры», — ответил Медведев и поручил разобраться своему заместителю Аркадию Дворковичу, курирующему ТЭК.

Получить комментарии у представителя ФНС в понедельник вечером не удалось. Представитель «Мечела» отказался от комментариев.

ФАС следит за внутренними ценами, ФНС борется с налоговой минимизацией, рано или поздно конфликт подходов и методов определения рыночных цен должен был возникнуть, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова, методы нужно сближать, это обсуждалось и при разработке поправок в Налоговый кодекс с новым механизмом контроля за трансфертными ценами. По новым правилам при наличии предписания ФАС цена считается рыночной, рассказывает партнер TaxadvisorДмитрий Костальгин, но не разъясняется, как быть, если компания сначала получает претензии от налоговиков из-за низких цен, повышает их и сталкивается с претензиями антимонопольщиков. Часто ФАС заставляет компании существенно снижать цены, а потом тех вызывают на комиссии налоговиков и вынуждают повышать прибыль, продолжает Костальгин, есть и третья сторона — ФТС, которая тоже по-своему рассчитывает экспортные цены.

Такая ситуация порождает злоупотребления, говорит Костальгин, в Индии, например, в судах сложилась четкая практика по трансфертным ценам: не может одно крыло правительства считать рыночной одну цену, а другое крыло — другую.