https://www.funkybird.ru/policymaker

Генерал Ивашов о Сирии

Ситуация в Сирии остаётся очень тяжёлой: продолжаются столкновения правительственных войск с так называемой Сирийской свободной армией, экс-премьер-министр Рияд-Хиджаб сбежал в Иорданию, остаётся нерешенной судьба иранских заложников. На вопросы «Голоса России» о ситуации в Сирии ответил президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов

— Леонид Григорьевич, из Сирии в Иорданию сбежал экс-премьер-министр Рияд Хиджаб. Как бы Вы могли это прокомментировать?

— Я бы прокомментировал бегство экс-премьер-министра Сирии, как новость положительную. Президенту сегодня нужно чистить правительство, и он его очистит. Сегодня уже те, кто выступал с каких-то оппозиционных позиций против нынешней власти, те, кто требовал реформ, занимают в правительстве посты и вице-премьеров, и министров и другие посты, идет обновление состава правительства. На этом фоне бегство премьера я бы назвал «процессом самоочищения», ничего страшного в этом нет, действительно кто-то боится за свою судьбу, свои капиталы, свои семьи. В этой неустойчивой обстановке некоторые лица пытаются покинуть свои посты, это их выбор, но есть и огромное внешнее влияние.

Проводится мощнейшая операция против независимого государства Сирия. За спиной этой операции стоят США, они являются её инициаторами и авторами. Сирия сегодня столкнулась с неким союзом сил, направленных на свершение революции в ней. С одной стороны, это запад. Европе вмешательство в Сирию абсолютно не нужно, но, тем не менее, под давлением американцев, по приказу США они принимают решение об экономической блокаде со стороны Евросоюза. Участие спецслужб европейских стран, Франции и Британии, прежде всего, это действия в интересах США по реализации их геостратегических намерений. С другой стороны, и арабский мир сегодня ополчился против Сирии и воюет, по сути, с ней. Мы видим, что и Турция сегодня организует некую блокаду Сирии, а с территории Турции поставляется оружие и едут боевики. На территории Турции есть лагеря для подготовки вооружённой оппозиции и т.д. Одним словом, в Сирии сложилась сложнейшая ситуация, поэтому многие и бегут. Спецслужбы названных мною стран, конечно, работают и над разложением системы управления государством, системы управления вооруженными силами. Кого-то, кто не соглашается перейти на сторону оппозиции или просто бежать, взрывают, что и произошло недавно в Сирии: фактически ведущие лица силового блока были в результате террористического акта уничижены. В Сирии применяют не только взрывчатку, но и другие методы воздействия. Бегство премьера — это результат частично психического воздействия, частично финансового, частично воздействия угроз и так далее, чтобы он покинул правительство и покинул Сирийскую Арабскую Республику.

— Как можно интерпретировать заявление Рияда Хиджаба, в котором он объявил себя бойцом благословенной революции против террористического режима?

— Спецслужбы, специалисты от спецслужб хорошо знают, что если кого-то удалось подвергнуть вербовке или подвигнуть к каким-то антиправительственным, антинациональным действиям, то воздействие на это физическое лицо можно продолжать. Теперь, когда он совершил первый шаг, из него будут выжимать, как сок из лимона, все, до последнего. Рияду Хиджабу пишут тексты, и он их оглашает. Хиджаб — не волевой человек, он уже не может отказаться, его, по сути дела, завербовали, поэтому он что угодно сегодня провозгласит и подпишет. Спецслужбам и даже правоохранительным структурам такой метод давно известен.

— Спецслужбы какого именно государства сейчас могут управлять этим человеком?

— Операцию организует и проводит ЦРУ США. Есть головной офис — это ЦРУ, а все разведывательные структуры стран-сателлитов, стран-союзников США подчинены ему, поэтому в «центре» нужно только выбрать «на какую кнопку нажать»: это может быть и «Моссад», это могут быть и спецслужбы Саудовской Аравии, Турции, и европейских стран. Сегодня резидентура ЦРУ «сидит на телефоне» Турции, они управляют всем процессом, и, кто удобнее в данный момент, того и принуждают работать. Понятно, что, кто ближе и раньше подобрался к бывшему премьеру, тот, наверное, и продолжает работу по его вербовке.

— Экс-премьеру помогла бежать Сирийская свободная армия. Кто скрывается под этим благозвучным названием?

— Ситуация произошла следующая: когда в начале кампании американцы с территории Турции запускали весь этот процесс, то штаб был образован на её территории, и на первый план выходили просто чем-либо недовольные люди. Кто-то был недоволен социальным положением, кто-то политической системой, кто-то действиями режима чрезвычайного положения и т.д. Выходили протестующие, но мирным путем, те люди, которые просто хотели изменений к лучшему в Сирийской Арабской Республике. Этих людей помогали собирать и их финансировали, в результате чего сформировалась уже оппозиция, но разноликая. Дальше в рамках третьего этапа операции, как мы считаем, эта оппозиция убирается с политического поля, а из разных стран начинает стекаться, так называемая «вооруженная группировка» — вооруженная оппозиция. Мы это сегодня наблюдаем, создана так называемая «Свободная сирийская армия». Однако некоторые факты выглядят смешными, например, когда в пригородах Дамаска подразделения и формирования этой армии были окружены, там происходили любопытные вещи: убитых самими же боевиками или правительственными силами сжигали. Почему? Потому что среди «солдат» Свободной сирийской армии были негроидного типа люди и «белые», совершенно на арабов не похожие, которых можно было бы идентифицировать, как наёмников, поэтому они их и сжигали. Свободная армия — это просто подготовленные боевики и примкнувшие к ним на территории Сирии банд-формирования, просто уголовники. Естественно, в эту армию перешли и некоторые сирийские граждане. Я бы назвал Сирийскую свободную армию искусственно созданной, вооруженной, масштабной банд-группой.

— По-прежнему остаётся нерешённой судьба иранских заложников-шиитов. Какой Вам видится дальнейшая их участь?

— Общеизвестно, и так должно быть, что Иран стоит на стороне нынешнего сирийского режима. Не потому, что там какие-то отношения особые между руководителями, а потому что Сирия — естественный союзник Ирана. Естественно, сирийское руководство рассматривает Иран, как своего союзника, поэтому сейчас делается все возможное для того, чтобы рассорить сирийцев с иранцами. Некоторые приписывают суннитам, что они взяли власть в Сирии и осуществляют там диктатуру, но на самом деле это не так. В этой связи правительственным силам сегодня задерживать, арестовывать паломников-шиитов нет никакого смысла, это только во вред себе. За этим стоят, конечно, вооружённые бандформирования. Целевая же установка отрабатывается в штабе, который возглавляет резидентура ЦРУ в этом районе. Используются любые возможности, чтобы рассорить братскую дружбу сирийского и иранского народов.

— Захватчики утверждают, что под паломниками скрываются вовсе не паломники. У Вас есть такая версия?

— Конечно, вполне можно допустить, что Иран на фоне агрессии и вооруженного внешнего вмешательства в дела Сирии, оказывает ей помощь, включая и военную, и он обязан это делать в соответствии с уставом ООН, где есть положение о том, что нужно поддерживать законно избранные режимы. Другое дело, откуда взялась, как появилась вооруженная оппозиция в Сирии, кто ее вооружал, почему она ведет боевые действия на свержение режима и не помышляет о политическом регулировании кризиса, отказываясь от всяких контактов с политической оппозицией и властными структурами? Те, кто взял незаконно оружие, не могут обвинять тех, кто взял его законно — это бессмыслица.

— Наблюдатели ООН покинули город Алеппо. Может ли это как-то отразиться на ходе боевых действий там?

— Я думаю, что никакие военные наблюдатели ситуацию не спасут, тем более, что они даже объективно не освещают ход событий, ведь все эти наблюдатели от западных стран. Мне понравился один норвежский генерал, который после трагедии в одном населенном пункте объективно сказал, что погибшие мирные жители — это не жертвы действий правительственных войск, а расстрелянные с близкого расстояния жертвы бандитов. Как только он это заявил, его сразу стали прессинговать. Честный генерал был. Задача наблюдателей — не дать объективной информации. То, что они ушли из Алеппо, не отразится на исходе столкновений, тут исход будет зависеть от соотношения сил правительственных войск и бандформирований.

— Что Вы можете сказать о Лиге арабских государств, резолюцию которой не подписали Россия и Китай?

— Сегодня Лига арабских государств превратилась в наемника США, её государства стали сателлитами США, это касалось и проблем Ливии, и проблем Сирии, и других стран, где прошли революции. Лига арабских государств выступает явным пособником агрессивных сил запада, США, прежде всего. Вместо того, чтобы собраться и решить проблемы политическим путем, ведь Башар Асад и его команда не отказывались от политического урегулирования и целого спектра реформ, а наоборот их предлагали, Лига арабских стран продолжает поддерживать агрессию Запада. Во главе ЛАГ стоят крупные бизнесмены, монархи, все они хранят деньги в банках США и британских банках, поэтому они полностью зависимы. Сегодняшний процесс, который запущен, отличается от стратегии Джорджа Буша-младшего тем, что он объявил войну всему исламу, а нынешний процесс целью ставит заставить мусульман воевать против мусульман за прибыли американских компаний, за прибыли банков, за спасение американского доллара и всей финансово-экономической системы. Вот они их и принуждают сегодня воевать, и выступают провокаторами.

Мы наблюдали процесс постепенной замены самостоятельных властных структур проамериканскими зависимыми лицами. Сегодня можно американцев поздравить, они поменяли практически все мусульманские режимы на проамериканские. Раньше ислам выступал с позиции критики политики США, а сегодня эти государства всё поддерживают. В качестве некой локомотивной силы американцы сегодня реабилитировали радикальные исламские группировки, та же «Аль-Каида», те же «Братья-мусульмане». Раньше они их записывали в террористические организации, а сегодня они их союзники и друзья. Всё делается для того, чтобы ислам вечно кипел в междоусобной схватке, чтобы исламский мир не смог объединиться в цивилизационное ядро, и чтобы исламский мир не вышел на путь развития.

— Сенаторы требуют от Обамы, чтобы он как можно скорее поддержал сирийскую оппозицию. Пойдёт ли он у них на поводу?

— Обама как бы сидит на двух стульях, у него в ноябре президентские выборы. Ведь не без разрешения или санкции Обамы была спланирована и реализуется операция против Сирии. Обама сегодня связан. Да, он пытается публично говорить другие вещи, но, как верховный главнокомандующий, он санкционировал эту операцию ЦРУ в Сирии. Без него никто не мог бы дать такую команду, но поскольку Обама лауреат Нобелевской премии мира, он должен изображать свое миролюбие, по крайней мере, перед телекамерами играть миротворца, но всем и так понятно, что американцы ввязались в эту авантюру в период, когда Обама был президентом. Ему к выборам нужно бросить какой-то козырь, и этим козырем является политическая голова Башара Асада, то ли его снимут, то ли еще что-то произойдет. Обаме сегодня из внешнеполитических аргументов нечего бросать в корзину будущих президентских выборов. Усаму бен Ладена он использовал, когда его рейтинг низко упал, чтобы быть кандидатом от демократов, он бросил этот козырь. Поэтому сейчас он будет, улыбаясь перед телеэкраном, ставить задачи, чтобы убрали наконец-то Башара Асада с поста президента — вот такая двойственность. Социологические исследования, проведённые в конце июля — начале августа в Америке, показали, что только 27 процентов американцев готовы поддержать вторжение в Сирию. А раз большинство против этого, значит, Обама не даст приказ о начале бомбардировок, но он негласно согласится, чтобы такие военные акции начали европейцы, либо Турция, либо Саудовская Аравия, Иордания, кто угодно. И когда они ввяжутся уже в наземные сражения, тогда Обама вроде вынуждено пойдет поддерживать тех, кого США принудили совершить акт агрессии.

— Вы можете дать название происходящему сейчас в Сирии? Какая именно война там идёт?

— Для меня вопрос того, что происходит в Сирии, не стоит. Есть внешнее вооруженное вмешательство в дела суверенного государства, что противоречит пункту семь статьи второй Устава ООН. И Россия, и Китай блокируют только открытое официальное вооруженное вторжение в Сирию, но тайная война, тайное вооруженное вмешательство идет, причем на западе официальные лица этого уже не скрывают. Недавно американцы выделили кредит оппозиции. Оппозиция не является каким-то единым субъектом, но, тем не менее, 15 миллионов долларов ей выделили. Если американцы такие гуманные, то почему бы им на эти деньги не оказать гуманитарную поддержку всему населению, но этого не происходит. Мы знаем, какой многомиллиардный бюджет у ЦРУ, в том числе на тайные операции, финансирование которых не обсуждается в Сенате США.

150 миллионов долларов в пятничный намаз якобы собрала Саудовская Аравия и отдает Свободной сирийской армии на закупки вооружения. Это что, не явное вмешательство? В Сирии действует катарский спецназ. Французские военнослужащие под эгидой туристов действовали, а когда их задержали, минобороны Франции потребовало их вернуть, поскольку они — военнослужащие. Всё это явная внешняя вооруженная агрессия, другого определения здесь дать невозможно.