https://www.funkybird.ru/policymaker

Пустые дороги в Сочи-2014 будут страшнее пробок

Заявление главы Олимпийского комитета Александра Жукова насчет парализованного движения в Лондоне (чего в Сочи, мол, не будет) выглядит несколько странно на фоне последних новостей. Как раз на днях газета Financial Times опубликовала достаточно печальную статью об обстановке в Лондоне. Нет, проблема не в том, что город осадили толпы туристов, устроившие транспортный коллапс. Проблема состоит ровно в обратном.

На Олимпиаду в британскую столицу приехало около ста тысяч иностранцев. Для сравнения, обычная цифра для этого сезона — триста тысяч туристов. И даже эти сто тысяч ведут себя не так, как надеялись власти. Предполагалось, что гости Олимпиады в свободное время станут активно осматривать лондонские достопримечательности, посещать музеи и театры, гулять по улицам.

Однако в реальности большинство иностранцев предпочло не выбираться за пределы Олимпийского парка, расположенного в восточной части города. Бизнесмены, обосновавшиеся там, действительно получают немалые прибыли. Что же касается всех остальных, то их доходы существенно снизились даже по сравнению с обычным туристическим сезоном. «Игры превратили Лондон в город-призрак», — пишет Financial Times.

Британская Ассоциация ведущих туристических достопримечательностей объявила о падении прибылей на 30-35 процентов. Музеям и театрам приходится завлекать гостей единственным образовавшимся преимуществом — отсутствием очередей. Отели, поначалу было взвинтившие цены, теперь вынуждены существенно их снижать.

Что же касается транспорта, то, например, пассажиропоток в лондонском метро в эти дни увеличился всего лишь на четыре процента. Для сравнения, примерно настолько же вырос пассажиропоток московского метро в первом полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Безо всяких Олимпиад, просто в силу «естественного прироста». И никто этого не заметил.

О масштабных сложностях с наземным транспортом также не сообщалось. Безусловно, имели место отдельные инциденты, героем одного из которых стал Жуков. Однако ни о каком коллапсе речь не идет. То есть, конечно, с точки зрения Жукова, полуторачасовое ожидание спецавтобуса при его статусе главы Олимпийского комитета России и вице-спикера Госдумы — это чудовищное преступление против величия. Равно как предложение проехаться на метро, адресованное Наталье Тимаковой — пресс-секретарю Дмитрия Медведева. Но, поверьте, с точки зрения лондонцев и всего остального мира — это мелочи.

А коллапса ждали! Опасения высказывались еще в апреле, мае, июне. Власти выделили особые полосы для «олимпийского» транспорта, пообещали машинистам метро и наземных поездов крупные премии за работу в эти непростые дни. Для перемещения между олимпийскими объектами даже открыли канатную дорогу!

Немало внимания уделялось тому, чтобы убедить рядовых лондонских водителей не ездить в центр города в дни Олимпиады. Спортсменки из женской сборной Великобритании по пляжному волейболу прямо на городских улицах провели мини-матч с целью привлечь внимание водителей к этой просьбе. А многие коммерческие компании разрешили части своих сотрудников в дни Олимпиады работать на дому.

Примерно то же самое в настоящее время происходит в Сочи. Пожалуй (Жуков прав), в каком-то смысле там «транспортная лихорадка» даже более заметна. В городе создают целую автоматизированную систему управления дорожным, морским и воздушным транспортом, для которой строят специальное здание. На обслуживание участников и гостей Олимпиады решено выделить 1059 единиц транспорта. Это микроавтобусы, автобусы, а также эвакуаторы (даже об этом организаторы не забыли позаботиться!). И «олимпийские полосы» на дорогах Сочи, конечно же, тоже нарисуют.

Но красноречивее всего звучат цифры. Они уже не раз обсуждались в прессе, но на всякий случай напомним… На подготовку к зимней Олимпиаде в Сочи 2014 года выделено 1,3 триллиона рублей (40 миллиардов долларов). Это столько же, сколько было потрачено на летнюю Олимпиаду в Пекине в 2008 году, которая была самой дорогой в истории. При этом на подготовку к предыдущей зимней Олимпиаде, проходившей в Ванкувере, было затрачено 2,5 миллиарда долларов.

Перед этим на зимнюю Олимпиаду в Турине потратили четыре миллиарда долларов. А еще раньше зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити обошлась в два миллиарда. (Справедливости ради отметим, что нынешняя Олимпиада в Лондоне подороже — на нее потратили 14 миллиардов; но летние Олимпиады традиционно дороже зимних).

Возможно, российские власти ожидают, что хотя бы какая-то часть расходов возместится за счет наплыва иностранных туристов. Возможно, власти даже загадывают, что после Олимпиады многие другие иностранцы пожелают посетить «этот прекрасный русский город Сочи, о котором мы до сих пор ни разу не слышали».

Но если даже в Лондоне, который уже давно является туристическим центром, наплыв туристов в дни Олимпиады не повысился, а снизился… Не ожидает ли Сочи нечто пострашнее, нежели пробки? Не случится ли в городе коллапс пустых дорог?..