https://www.funkybird.ru/policymaker

Главный борец с распилом назвал свою главную задачу

Общество всколыхнуло открытое письмо Андрея Макаревича Владимиру Путину о том что средний откат по стране сегодня 70% и дело пахнет тотальной катастрофой, если ситуация в ближайшее время радикально не изменится.

Главный борец с откатами у нас в стране — это руководитель ФАС России Игорь Артемьев. Именно его служба постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №94 уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов.

Но если Владимир Путин пусть не лучшим образом, но все-же отреагировал на письмо Андрея Макаревича (перевёл стрелки на бизнес), то Игорь Артемьев сохраняет гробовое молчание. Его, как будто, этот вопрос не касается.

Накануне, 1 августа, Игорь Артемьев дал интервью телеканалу «Россия 24» об итогах работы и задачах своего ведомства, из которого становится ясно, что это молчание не случайно. Реальной борьбы с распилами ФАС России не ведет и вести не собирается. Послушав Игоря Артемьева, можно сделать однозначный вывод, что ФАС России — это тормоз реформ и худшее ведомство среди органов исполнительной власти России.

Судите сами. Игорь Артемьев говорит: «Безусловно, наиболее открытыми сферами, в том числе для малого бизнеса, является торговля. И это в общем очень хорошо…».

Сфера торговли действительно остается наиболее привлекательной для малого бизнеса в РФ: по данным Росстата здесь работают более трети малых и средних юрлиц и более половины индивидуальных предпринимателей. Основу малого бизнеса в России составляют не производственные, не научно-исследовательские и другие компании реального сектора экономики, а торгово-посреднические фирмы. И это, как прямо заявляет Игорь Артемьев, «очень хорошо».

Однако во всех развитых странах основу экономики составляют малые предприятия, действующие именно в производственной сфере, а у нас оказывается, очень хорошо, что наиболее открытой сферой для них является торговля. Если Игорь Артемьев, как член команды Владимира Путина, полагает, что малый бизнес нужно выдавливать в сферу торговли, то про инновационное развитие России нужно забыть.

Далее Игорь Артемьев справедливо отмечает, что «всё, что касается уже сфер, где требуются очень высокие вложения, в том числе капитального характера для того, чтобы построить новый завод, открыть производство — это всё закрыто для малого и среднего бизнеса».

Казалось бы, дальше последует хотя бы призыв к созданию условий для строительства небольших самостоятельных заводов, для открытия новых производств.

Но, по мнению Игоря Артемьева, «задача антимонопольных органов, всего правительства заключается в том, что там где сами компании малые и средние не могут прийти, и там чтобы конкуренция развивалась, они должны обвязывать большие компании и значительное количество продукции готовить на так называемом аутсорсинге».

Представляете, малые и средние компании, оказывается, «должны обвязывать большие компании». Госчиновник высокого ранга фактически заявляет, что ориентироваться на создание самостоятельных малых и средних компаний не нужно. Они должны быть привязаны к крупным компаниям (обычно монополистам), обслуживать их и, следовательно, зависеть от них.

Получается, что главная задача антимонопольной службы — это вовсе не борьба с распилом в сфере размещения заказов, не развитие конкуренции, а создание условий, при которых малый и средний бизнес обслуживал бы крупный (в наших условиях — монополистов).

Глава антимонопольного ведомства либо не владеет ситуацией, либо умышленно уводит в сторону от проблемы, не желая заниматься исполнением своих обязанностей по наведению порядка в сфере размещения заказов.

А проблема в том, что беспредел в сфере размещения заказов, порождённый тотальным уровнем коррупции (распила), практически исключает возможность участия в них малых и средних предприятий. Здесь реально вообще нет конкуренции. Заказы получают «свои» люди и «свои» фирмы.

Если же говорить об аутсорсинге, то заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для крупных предприятий также получают «свои» фирмочки, созданные обычно руководителями крупных предприятий и использующиеся ими для получения личных доходов. Малому предприятию со стороны здесь не вклиниться.

Сначала надо навести порядок в сфере заказов, в том числе размещаемых крупными предприятиями-монополистами, госкомпаниями и госорганами, и только потом можно говорить о развитии аутсорсинге.

То, что от ФАС России не стоит ждать ничего хорошего, следует и из других высказываний Игоря Артемьева в этом интервью. Например:

«Сегодня цены на наших бензоколонках в основном соответствуют тем, которые должны быть исходя из мировых цен» — в общем, всё замечательно. Над снижением цен на топливо дальше работать не обязательно.

Антимонопольное законодательство в России сейчас «самое современное, самое прогрессивное, которое только в мире есть». Это законодательство, в том числе в части антимонопольных требований к торгам (заказам), оказывается, достигло предела совершенства.

Все это не согласуется с беспрецедентными размерами откатов и с тем, что программа развития конкуренции в России «потерпела полное фиаско», что вынужден был признать сам Игорь Артемьев.

Его за достигнутые «успехи» следовало бы немедленно отстранить от занимаемой должности, ликвидировать ФАС России и передать полномочия по развитию конкуренции Минэкономразвития России, как это предложил Аркадий Дворкович.