https://www.funkybird.ru/policymaker

Геи раскололи бундестаг

Правящая коалиция в Германии разругалась из-за меньшинств.

По возвращении из Северной Италии, где она проводила отпуск, Ангеле Меркель придется бросить силы не только на еврокризис. Госпоже канцлеру предстоит как-то утихомирить свою правящую коалицию, которая успела разругаться за время ее непродолжительного отсутствия, и на этот раз нашла для этого особенный повод. Христиане из единого и неделимого блока ХДС и ХСС повздорили из-за геев и лесбиянок. А все из-за того, что христианские демократы в бундестаге решили выступить в поддержку прав гей-сообщества. Столь неожиданная для консервативной партии инициатива напрямую связана с тем, сохранит ли Меркель в будущем году кресло канцлера. Судя по всему, положение правящей коалиции настолько шаткое, что ХДС даже решился пойти на очевидный конфликт со своими партнерами из ХСС.

Все началось с того, что 13 членов партии, возглавляемой Ангелой Меркель, 6 августа предложили коллегам в парламенте предоставить «гражданским партнерам» — зарегистрированным однополым парам — налоговые скидки, которыми в Германии пользуются обычные женатые граждане. Речь идет о законе, который позволяет супругам объединять свои налоговые льготы и таким образом платить меньше отчислений. От этого закона больше всего выигрывают семьи, в которых мужчина работает, а жена сидит дома, и потому считается, что он стимулирует рождаемость.

Германия постепенно движется к признанию однополых браков и равноправия гомосексуальных пар. Удивительно в истории с предложением ХДС то, что инициатива исходит от консервативной партии, которая всегда выступала против налогового равноправия геев. Члены ХДС в прежние времена отнюдь не были замечены в стремлении осчастливить гей-сообщество. Практически все шаги навстречу однополым союзам были сделаны при сопротивлении этой партии. И именно христианские демократы всегда стояли на пути признания налогового равноправия меньшинств.

От обычных ничем не примечательных женатых немцев «гражданские партнеры», о которых идет речь, отличаются, главным образом, тем, что они однополые. Официальная регистрация таких пар была введена в Германии в 2001 году, и на данный момент в стране проживает 23 тысячи зарегистрированных однополых пар. Разумеется, тех, кто не прошел процедуру регистрации, гораздо больше. Фактически «партнерство» является последним шагом на пути к признанию полноправных однополых браков. За долгие годы «партнерам» удалось изрядно продвинуться к достижению этой цели. Они получают те же пособия по безработице, социальные выплаты для малоимущих и пенсии, в том числе, пенсии по потере кормильца. И даже льготы по медицинской страховке, по решению бундестага, предоставляются так же, как у супругов. Зарегистрировавшие такой «брак» (хотя полноценным браком соглашение не является) граждане имеют право на льготы при получении наследства от партнера, как и обычные супруги. Камнем преткновения для геев остается вопрос усыновления (хотя им разрешено усыновлять детей партнера) и те самые «брачные» налоговые скидки.

Этот вопрос — настоящий бич судебной системы Германии. В декабре 2011 года финансовый суд Кельна постановил, что однополые партнеры должны рассматриваться как обычные супруги при выплате налогов. Суд пояснил, что это решение останется в силе до тех пор, пока Конституционный суд не вынесет свой вердикт по этому вопросу (это должно произойти в течение 12 месяцев). Суд Шлезвиг-Гольштейна не остался в стороне и тоже встал на сторону своих геев в этом вопросе. А вот Федеральный финансовый суд Германии в Мюнхене решил отказать однополой паре в подобном иске. Словом, сложилась совершенно неприличная для четкой и аккуратной Германии правовая путаница. При этом, судя по опросам, большинство немцев и практически все политические партии выступают за признание равноправия геев и лесбиянок, зарегистрировавших свои отношения. И все они ждут, когда Конституционный суд наконец положит конец неразберихе.

И вот пока все ждали, христианские демократы решили не медлить и сами выступили с этой инициативой. Скорее всего, они руководствуются старой поговоркой «если не можешь подавить восстание — возглавь его». Эксперты полагают, что КС утвердит равноправие, и если правительство выступит против, оно снова окажется в проигрыше. Чтобы не допустить этого, ХДС решили побежать впереди паровоза, несущего меньшинствам равные права и радости избавления от дискриминации. Союз должен опередить решение суда, тем более что оппозиция в лице Социал-демократической партии давно готова подзаработать себе голосов избирателей за счет угнетенных меньшинств: лидер СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер уже заявил, что партия собирается в ближайшее время внести запрос о расширении прав «гражданских партнеров» в парламент.

Инициативу коллег из ХДС сразу же поддержала министр по делам семьи Кристина Шредер (Christina Schröder). В интервью газете Süddeutsche Zeitung она сказала, что однополые партнеры «заботятся друг о друге и живут в согласии с консервативными ценностями». С ней солидарны министр юстиции и вице-канцлер (оба принадлежат к союзной партии Свободных демократов). Министр иностранных дел Гидо Вестервелле деликатно отмалчивается, но можно предположить, что он не будет возражать: в 2010 году он заключил гражданское партнерство со своим спутником жизни Михаэлем Мронцем и вправе рассчитывать на льготы, если закон будет принят. Но окончательного единства в правительстве все же нет: министр финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble), к примеру, считает, что «совершенно нет никакой необходимости» для принятия такого закона.

Блок ХДС/ХСС является коалицией двух немецких умеренно консервативных партий: Христианско-демократического союза (Christlich-Demokratische Union, CDU) и его баварского партнера Христианско-социального союза (ХСС) (Christlich-Soziale Union, CSU). Обе партии были основаны в 1945 году и тогда же разделили сферы влияния — ХСС «функционирует» (выставляет своих кандидатов на голосование в бундестаг) только в Баварии и таким образом не конкурирует с ХДС во всех остальных федеральных землях. В свою очередь, кандидаты от ХДС никогда не баллотируются в Баварии. Союзы выступают единым блоком, но их организационная структура независима друг от друга.

Но гораздо более жесткая реакция последовала со стороны ближайших союзников — совсем уж отъявленных консерваторов из баварского Христианско-Социального союза (ХСС). Они настроены категорически против. А с учетом того, что в последнее время их рейтинги падают, им невыгодно еще больше разочаровывать свой консервативный и не слишком толерантный электорат, который преимущественно составляют заядлые католики.Очевидно, что депутаты из ХДС, которые прекрасно осознают, насколько далеко простираются границы толерантности их баварских товарищей, не могли не понимать, что скажут южане в ответ на призыв облегчить налоговое бремя для представителей гей-сообщества. И тем не менее, они пошли на ссору с товарищами по коалиции. Не исключено, что за этим решением также стоит политический расчет. Возможно, теплые чувства по отношению к однополым «гражданским партнерам» возникли у христианских демократов в преддверии общенациональных выборов в бундестаг, которые пройдут в 2013 году.

Видимо, причина взрыва либеральных настроений в среде ХДС кроется в сокрушительном поражении, которое союз потерпел в мае этого года на выборах в региональный парламент в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия. По сравнению с результатом 34 процента на выборах 2010 года, нынешние 26 процентов были провалом: это самый низкий показатель в регионе со времен окончания Второй мировой войны. Удар был тем более болезненным, что именно земля Северный Рейн — Вестфалия считается своеобразным барометром политической расстановки сил в стране как самый населенный регион. В мае победу праздновала оппозиция: социал-демократы и «Зеленые» в сумме набрали больше 50 процентов голосов. После этого голосования эксперты всерьез заговорили о том, что Меркель может последовать за своим коллегой Николя Саркози, которого как раз в те дни «прокатила» Франция.

Скорее всего, решение выступить за геев и отречься от своих былых позиций далось ХДС нелегко. Опасность потерять часть электората была достаточно очевидной. Но, судя по всему, партийцы пришли к выводу о том, что смогут таким образом оттянуть на себя часть избирателей, голосующих за социалистов только потому, что те более продвинутые и не обременены предрассудками. А сторонникам консервативных ценностей (за пределами Баварии, где есть ХСС) все равно деваться особо некуда — по большому счету, альтернативы ХДС нет и голосовать им все равно больше не за кого. Придется, похоже, и с однополыми браками смириться.