https://www.funkybird.ru/policymaker

Заговоры связаны с «теневой войной» Израиля и Ирана

«Магнитная бомба сдетонировала под дипломатической машиной в Нью-Дели. Полиция обнаружила тайный склад взрывчатых веществ на поле для гольфа в кенийском городе Момбаса. Пять израильских туристов и болгарский водитель автобуса погибли в результате теракта рядом с аэропортом города Бургас, находящегося на черноморском побережье», — перечисляет недавние теракты против израильтян The New York Times.

«По сообщениям некоторых представителей израильской и американской разведок, это лишь несколько случаев из примерно дюжины заговоров, которые лежат в основе продолжающейся агрессии Ирана и «Хизбаллы» против Израиля и его союзников за рубежом. Но связи между ними иногда кажутся неубедительными, тактика различной, их мишени разбросаны по всему миру — от Кавказа до Юго-Восточной Азии и Средиземноморья», — отмечают обозреватели Николас Кулиш и Джоди Рудорен.

Издание ссылается на мнение аналитиков, утверждающих, «что «теневая война», идущая между Израилем и Ираном и «Хизбаллой», имеет больше общего с маневрами в духе «плаща и кинжала» ЦРУ и КГБ во времена холодной войны, чем с рассчитанными на сенсацию террористическими кампаниями «Аль-Каиды». Она представляет собой возвращение к идее о том, что наиболее эффективное нападение должно носить неоднозначный характер».

«Некоторые из этих заговоров были сырыми и продуманными наспех. В Таиланде подозреваемые устроили взрыв в собственном убежище. Многие другие предположительные заговоры провалились или были предотвращены. Это создает у некоторых экспертов впечатление, что теракты планировались в спешке, возможно, потому, что Иран и «Хизбалла» соперничали за право нанести первыми внезапный удар после череды скрытых атак на иранскую ядерную программу. Гражданская война в Сирии, которая угрожает правительству главного союзника Ирана, также могла спровоцировать их активность», — говорится в статье.

По мнению авторов, «Хизбалла» поклялась отомстить Израилю за убийство в 2008 году Имада Мугние, бывшего главы спецслужб этой организации, который погиб при взрыве машины в Сирии. «Иран возлагает на Израиль вину за убийство, по крайней мере, четырех иранских ученых-ядерщиков, причем машины некоторых из них были взорваны при помощи магнитных бомб», — отмечают обозреватели. Они приводят мнение Эфраима Халеви, ранее руководившего «Моссадом», который признавал, что теневая война не была односторонней и сопровождалась «определенной агрессией с обеих сторон». Он проводил различие между «невиновными наблюдателями» и «людьми, угрожавшими вам».

Однако интенсивность новой агрессии оказалась в центре внимания в феврале, когда тактика, близкая к той, что применялась при убийстве иранских ученых, была применена против израильтян в Нью-Дели, Тбилиси и Бангкоке, рассуждают авторы публикации.

«Ронни Бар-Он, председатель комитета по международным отношениям и обороне в израильском парламенте, заявил, что Иран может передавать за рубеж оружие, боеприпасы, технологии и «знания» через дипломатическую почту», — пишет издание.

«То, что в Болгарии жертвами оказались мирные граждане, а не дипломаты и военные, не означает, что за терактом стоял кто-то другой», — полагает издание. «Когда у вас что-то не получается и время проходит, иногда вы понижаете свою планку», — приводит The New York Times слова Мэтью Левитта, директора программы по разведке и противодействию терроризму в Вашингтонском институте ближневосточной политики.

Издание отмечает, что Йорам Швейцер, старший научный сотрудник в Институте по изучению национальной безопасности, заявил, что те, кто стоит за терактом, хотят видеть Израиль вовлеченным в конфликты со своими соседями. «Именно по этой причине для Израиля лучше всего придерживаться сдержанной политики и отвечать только тогда, когда он считает нужным, целенаправленно и скрыто», — цитируют его слова авторы статьи.

«Другими словами, конфликт может и далее оставаться теневым», — делает вывод издание.