https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия не оставляет попыток забрать своих детей из Литвы

Подростки из Чеченской Республики четыре года задерживаются властями без объяснения причинВ городском суде литовского города Клайпеда в ближайшие недели должно начаться очередное рассмотрение дела Малика и Хадижат Гатаевых, руководителей семейного детского дома «Родная семья».

Чета Гатаевых известна в качестве опекунов несовершеннолетних, оставшихся без родителей во время второй чеченской войны. Эти люди стали широко известны благодаря книге журналистки Асне Саерстадт «Ангел Грозного», а также финскому документальному фильму «3 дня в меланхолии».Начиная с 1997 по 2008 год Малик и Хадижат Гатаевы вывозили в Литву чеченских сирот. Там их лечили от различных патологий. Весь проект проходил под патронажем и при финансовом участии международных организаций. Они же снимали для «Родной семьи» дом на окраине Каунаса, где ребятишки жили во время приездов в Литву.За годы существования «Родной семьи» чета Гатаевых помогла не одному десятку детей. Однако в 2008 году начались проблемы.- Литовские спецслужбы попытались меня завербовать и предложили на них поработать на Северном Кавказе, — рассказывает Малик Гатаев. — Я их, естественно, послал — и они тут же на пустом месте, из за обычной ссоры отца и ребенка сфабриковали дело. На следующий день меня и жену арестовали литовские правоохранители. Как оказалось, на нас завели дело по статье «семейный деспотизм», есть такая в литовском уголовном кодексе.

Что интересно, дело расследовала не обычная полиция, а почему-то агенты госбезопасности Литвы. И причиной заявления об уходе из семьи старшей дочери стала ее связь с литовским офицером госбезопасности, поясняет Малик Гатаев.Чета Гатаевых провела в литовской тюрьме 11 месяцев. А детей тут же отправили в один из семейных детских домов под названием «Детская деревня SOS», находящийся в Вильнюсе.Гатаевы, как только их освободили из-под стражи, уехали в Финляндию, где, по словам Малика Гатаева, получили убежище от преследования литовских властей. В настоящее время они находятся там же, ожидая окончания уголовного преследования.Тем временем в «Детской деревне SOS» продолжают оставаться шесть подростков из России, ранее бывших под опекой «Родной семьи».

Москва и Грозный требуют их возвращения на родину, поскольку у чеченцев не принято, чтобы дети росли в детских домах. У каждого ребенка должны быть родители и дом — таковы правила горского народа. Собственно, именно поэтому в Чеченской Республике не существует детских домов.С февраля 2011 года дело находится на личном контроле президента Чечни Рамзана Кадырова, который пообещал всячески содействовать возвращению детей на родину.- Мы считаем, что литовские власти держат детей в заложниках, преследуя какие-то свои, антироссийские интересы, — говорит член комитета Госдумы России по международным делам Шамсаил Саралиев. — Их не показывают родственникам, не дают с ними общаться — как все это можно назвать?!Российское посольство в Литве подавало шесть нот протеста, требуя отпустить детей в Чечню, однако никакого ответа не получило, рассказал заведующий консульским отделом посольства России в Литве Александр Мамаев. Во время визита в Вильнюс данную проблему затрагивал и министр иностранных дел России Сергей Лавров, но тоже безрезультатно.- Почему не было ответа на ноты российского посольства — остается неясным, — говорит Александр Мамаев. — Граждан России вообще не допускают до детей, утверждая что литовское государство дало им «временную защиту».

Насколько я понимаю, речь идет об одной из форм реализации конвенции о беженцах.По словам дипломата, проблема усугубляется и тем, что у детей нет документов, удостоверяющих личность.- У литовцев эта тема находится под запретом, — уверен Саралиев. — Я лично пытался встретиться с тамошними журналистами, однако все они наотрез отказались заниматься данным вопросом.Вся история с детьми — политическая игра, которой занимается даже не Вильнюс, а Запад, говорит представитель Народной партии Литвы (НПЛ), попросивший не указывать его имя, так как в стране эта тема «под строгим запретом». Когда, например, об этом написала литовская газета «Горячий комментарий» (что-то вроде российской «Совершенно секретно»), то они тут же лишились всей политической рекламы, несмотря на то что дело было в предвыборный период.- В Литве очень хорошо живется чеченской оппозиции, — говорит представитель НПЛ. — Здесь нашли пристанище семьи Дудаева и его соратников, однако к нынешним ичкерийским властям отношение крайне негативное.

По словам Саралиева, чеченская делегация неоднократно пыталась навестить детей, узнать, как они живут, передать подарки, однако их в «Детскую деревню SOS» не пустили.- Все наши посетители должны подписать бумагу, что будут соблюдать определенные правила, — рассказывает директор «Детской деревни SOS» Дайнюс Межис. — В частности, нельзя обещать детям, что их куда-то увезут, особенно если не могут этого сделать, такие обещания травмируют детскую психику.

Также нельзя настраивать детей против воспитателей. Поскольку чеченские гости нарушили данные правила, их не допустили к ребятишкам.Руководство детской деревни действует по указке литовских спецслужб, полагает Саралиев.Дайнюс Межис такие обвинения отрицает, хотя согласен, что решать вопрос, отдавать ли детей — не в его компетенции, для этого есть «соответствующие инстанции».- Мы — международная организация, — говорит он. — У нас дети живут в домах семейного типа, они ходят в обычные школы, те же самые, куда они ходили до ареста четы Гатаевых, пятеро мальчиков — в русскую, а девочка — в литовскую. Им обеспечены нормальное питание, уход, медицинское обслуживание.

Мы рассказываем им про их родину, о ее обычаях.- По нашим данным, в начале сентября делегация в составе директора детского дома, матерей и правозащитников выезжает в Литву, — рассказал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. — Также мы готовим письмо поддержки в адрес уполномоченных органов Литвы.По его словам, литовская сторона запросила все справки, подтверждающие условия жизни и содержания детей в Чечне в случае их возвращения. Пакет документов собран.Дело тянется уже несколько лет, и все это время дети остаются в чужой стране, причем их никто не спрашивал, хотят ли они там жить. Хотелось бы надеяться, что планируемые действия принесут результат, однако от страны, которая превратила детей в заложников без объяснения причин, можно ожидать самой непредсказуемой реакции.