https://www.funkybird.ru/policymaker

Африка через 100 лет

Границы африканских стран, прочерченные по параллелям и меридианам французами и англичанами на заре колониальной эпохи, безусловно, будут кардинально меняться. Это понимают все. Об этом говорил, в частности, президент ЮАР Табо Мбеки, выступая в парламенте своей страны накануне открытия первого саммита глав государств и правительств Африканского Союза в июле 2002 г. в Дурбане.

Собственно говоря, процесс перекройки границ уже начался. Вопрос состоит лишь в том, каким образом и под влиянием каких факторов будет меняться политическая карта Черного континента в обозримом будущем и в отдаленной перспективе.

Иллюзорность «этнического»

Многие авторы начинают свои рассуждения о рубежах африканских государств с пассажа о фатальном несовпадении политических и «этнических» границ, усматривая в этом едва ли не главный источник конфликтов на континенте. Возникает иллюзия, будто бы в случае совпадения таких границ в Африке воцарились бы покой и порядок. Источник внутренних конфликтов, порождающих сепаратизм отдельных территорий и угрожающих целостности африканских государств, также традиционно видится в их «полиэтничности».

Некоторые исследователи полагают, что в случае перехода «многоэтничных» государств к модели «этнического федерализма» конфликтные ситуации в таких государствах будут исчерпаны. Эти представления проистекают из так называемой советской теории этноса, разработанной советскими этнологами на основе сталинской «теории нации». Заметим, что во второй половине прошлого столетия в западной социальной антропологии возобладала точка зрения, согласно которой «этносы» есть лишь «вымышленные сообщества», «интеллектуальные конструкты».

Говорить об «этнических» особенностях политических границ в Африке можно только в том случае, если мы имеем в виду границы между архаичными родоплеменными группами, которые наши западные коллеги маркируют иногда термином «этни». Но здесь «этническим» признаком выступает кровное родство членов такой группы, общий тотем.

Причины мнимые и реальные

«Этнические» коннотации при попытках интерпретировать территориальные претензии африканских стран друг к другу и зыбкость границ между ними гносеологически несостоятельны и лишь затуманивают истинные причины и характер конфликтных ситуаций. Как констатировал французский геополитик Ж. Ансель, «граница имеет лишь относительную ценность в соответствии с функцией, которую она должна выполнять, по мнению групп, которых она объемлет и которые стремятся ее поддерживать». Присвоив конфликту ничего не значащий маркер «этнический», мы не утруждаем себя корректным определением характера конфликта, будь то борьба элит за власть, территориальный захват, война за доступ к ресурсам, столкновение прозелитов разных конфессий, противостояние различных систем жизнеобеспечения (кочевники — земледельцы, например) и пр. И тогда трудно понять, о какой именно функции границы между конфликтующими общностями в данной ситуации идет речь.

Как признает американский исследователь Р. Петерс, «самые произвольные и неестественные границы в мире — в Африке и на Ближнем Востоке. Прочерченные своекорыстными европейцами, … границы в Африке продолжают служить причиной смерти миллионов местных жителей». На континенте тлеют как минимум тридцать застарелых территориальных конфликтов.

В. Колосов в книге о политической географии приводит данные, согласно которым разного рода территориальные споры в Африке сегодня затрагивают около 20% всей территории континента. К тому же 40% всей протяженности государственных границ здесь вообще не демаркированы, 44% проведены по параллелям и меридианам, 30% — по дугообразным и кривым линиям и только 26% — по естественным рубежам, отчасти совпадающим с «этническими».

Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка изменить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были.

Центробежные ускорения

Развал Республики Мали может повлечь за собой крупный региональный конфликт и изменение границ целого ряда государств.

Эпоха постмодерна взорвала эту ситуацию. На наших глазах разворачивается процесс изменения конфигурации границ, разделяющих страны африканского континента. Знамением времени стала фрагментация ранее существовавших государств, причем сепаратистские движения иногда находят поддержку извне.

Предвестником фрагментации государств в Африке, видимо, следует считать раскол Эфиопской федерации, институализированной в 1950 г. резолюцией ООН. Эритрейцы уже тогда выступали за независимость своей страны. Сформированный в конце 1950-х годов Фронт освобождения Эритреи (ФОЭ) в 1961 г. начал вооруженную борьбу за независимость, в ответ на это император Эфиопии Хайле Селассие лишил Эритрею прав автономии. В 1988-1991 гг. в Эфиопии шла гражданская война, в мае 1991 г. правительство было вынуждено покинуть страну. По соглашению с новым эфиопским правительством в апреле 1993 г. в Эритрее был проведен референдум, по итогам которого страна официально была провозглашена независимой. В июле 1993 г. президенты двух стран подписали соглашение о сотрудничестве. Но линия границы между двумя странами так и осталась предметом разногласий. Отдельные стычки начали происходить с конца 1997 г. на спорном участке территории площадью около 400 км2 в провинции Тыграй. 12 мая 1998 г. эритрейские войска вторглись на территорию Эфиопии, оккупировав большую часть пограничной местности Бадме. Бои между войсками Эфиопии и Эритреи были приостановлены 4 июня 2000 г. 18 июня государства подписали мирное соглашение.

Чуть позже сравнительно мирно распалась мандатная территория Лиги Наций Руанда-Урунди, находившаяся под управлением Бельгии с 22 июля 1922 г. С 13 декабря 1946 г. эта бывшая колония Бельгии стала подопечной территорией ООН под тем же управлением. 27 июня 1962 г. специальная сессия ООН приняла решение о ликвидации с 1 июля 1962 г. бельгийской опеки над Руандой-Урунди, на территории которой в этот же день образовались два независимых государства: Руандийская Республика и королевство Бурунди.

В результате бесчисленных религиозных и трайбалистских конфликтов фактически перестало существовать как единое государство Сомали. В 2003 г. на территории бывшей колонии Британское Сомали (север полуострова Сомали) прошел референдум, на котором 99% жителей высказались за отделение от Сомали и принятие конституции нового государства Сомалиленд. В 2007 г. провозгласило суверенитет еще одно государство в пределах Сомали — Маахир, но в 2009 г. это непризнанное государство вошло в состав еще одного самопровозглашенного государства на территории Сомали — Пунтленда.

В начале 2011 г. в Судане состоялся плебисцит: Юг отделился от Севера. Спустя полгода на карте Африки появилось новое государство — Южный Судан. Суть происходящего понятна: с одной стороны, Северный Судан — оплот исламизма, а президент страны О. Башир, явно сочувствующий Ирану, фигурирует в списке лиц, совершивших преступления против человечности. А Южный Судан богат нефтью. Стоит отметить, что представитель сената США Д. Керри накануне референдума встретился с лидером южан С. Кииром и пообещал всемерную поддержку в деле строительства суверенного государства. По мнению экспертов, «для Черного континента суданский референдум создает знаковый прецедент».

Вполне возможно, распад Судана еще не закончен. Фактически не подчиняется центральному правительству Дарфур; резня в этом регионе была остановлена только вмешательством миротворцев. На востоке страны племена беджа, не признающие власть Хартума, создали военно-политическую организацию под названием «Конгресс Беджа». Ее программной целью провозглашено создание независимого государства.

На наших глазах происходит фактический раскол Республики Мали. Спровоцированный извне военный переворот и отстранение от власти законного президента страны А.А. Туре привели к захвату большей части территории мятежными племенами туарегов и образованию на севере Мали самопровозглашенного государства Азавад. Причем нужно иметь в виду, что племена туарегов кочуют на огромных пространствах Сахары и Сахеля. Область их расселения распространяется на многие страны: Алжир, Ливию, Мали, Мавританию, Нигер, Чад и Буркина-Фасо. По их представлениям, значительные части территорий этих стран являются регионом их исконного расселения и должны быть отторгнуты в пользу суверенного туарегского государства Азавад. Таким образом, развал Республики Мали может повлечь за собой крупный региональный конфликт и изменение границ целого ряда государств. Отметим, что путч произошел за месяц до выборов президента страны, когда было уже известно, что Туре баллотироваться на третий срок не будет. При этом одного из претендентов на президентское кресло — шейха М. Кейту — открыто поддерживают США. А главарь путчистов А. Саного проходил военную подготовку в Соединенных Штатах и сейчас демонстративно носит на мундире шеврон морпеха этой страны.

Иная по форме, но такая же по сути ситуация сложилась в 2011 г. в Кот-д’Ивуаре. В затяжной конфликт между мусульманским севером и христианским югом грубо вмешалась Франция. Французский спецназ захватил дворец президента Л. Гбагбо и передал власть в руки сепаратиста А. Уаттары. Казалось бы, в этом случае был предотвращен распад страны. Но, поддержав мятежного А. Уаттару, французы лишь усугубили ситуацию. Причины, породившие конфликт, не устранены, целостность страны зиждется сейчас только на французских штыках, и новое противостояние лишь дело времени.

Страны Черного континента раздирает сепаратизм. Список стран, на территории которых активно действуют сепаратистские движения, включает 27 африканских государств и государства, имеющие территории на африканском континенте: Алжир, Анголу, Конго, Египет, Замбию, Испанию (Канарские острова), Камерун, Кот-д’Ивуар, Маврикий, Мали, Марокко, Намибию, Нигер, Нигерию, Руанду, Сенегал, Сомали, Судан, Танзанию, Францию (Реюньон), Экваториальную Гвинею, Эфиопию, ЮАР ().

Будущее политических границ в Африке

XXI век станет веком ломки границ ныне суверенных государств африканского континента.

Для начала нынешнего столетия характерна тенденция распада существующих государств Африки. Это обусловлено характерными для нашей эпохи особенностями неоколониальной политики мировых держав по отношению к африканским странам. Сейчас идет схватка за отдельные регионы, богатые природными ресурсами и/или представляющие особый интерес в военно-стратегическом плане. Поддержка сепаратистов в таких регионах становится эффективным инструментом достижения политической, военной и экономической гегемонии той или иной сверхдержавы. На отколовшейся сравнительно небольшой по площади и численности населения территории легче обеспечивать политическую стабильность, сдерживать трайбалистские противостояния, защищать границы, обеспечивать сравнительно высокий уровень жизни населения.

В ходе процесса вторичной колонизации африканского континента ситуация будет меняться. По мере того, как будут формироваться и стабилизироваться большие зоны экономического, политического и военного доминирования экономически развитых стран Запада и Востока в Африке, границы ныне существующих государств будут терять смысл и значение. Им на смену придут границы крупных квазигосударств, которые в свою очередь станут фактически заморскими территориями нескольких новых колониальных империй.

Судить о конфигурации таких границ сейчас очень трудно. Возможно, они будут отчасти совпадать с зонами англофонии и франкофонии на африканском континенте. Но есть все основания думать, что в отдаленном будущем появятся большие зоны, население которых будет говорить уже на китайском и хинди. Вопрос только в том, каким образом будет проходить новый передел континента. Ведь хорошо известно, чем закончился передел колоний в начале века минувшего. Если транснациональные корпорации и правительства ведущих мировых держав сумеют договориться о совместном освоении природных ресурсов Африки, это будет большим благом и для африканцев, и для всех жителей планеты.