https://www.funkybird.ru/policymaker

В Литве ищут «пятую колонну» России

А Кремль, похоже, делает ставку не на те политические силы, которые могли бы привести к потеплению отношений

Бывшие ссыльные, политзаключенные и борцы за свободу Литвы выразили озабоченность в связи с обилием «прорусских, открыто коммунистических и просто популистских партий». В республике 14 октября пройдут парламентские выборы, и эти старики испуганы: будто бы тем «вражеским» силам дают команды из-за рубежа «для того, чтобы участвовать в управлении страной».

— Это обычная практика правых — создавать страшилки перед выборами, особенно это важно для них сейчас, потому что рейтинг литовской партии власти — консерваторов — пока сильно отстаёт от рейтингов оппозиции, — поясняет корреспонденту «Свободной прессы» обозреватель портала www.nedelia.lt. Егор Бурчалов. — А идеологию «поиска врага» правые Литвы более-менее успешно эксплуатируют со времен борьбы за независимость с Кремлём. Только вот эти страшилки ни разу не получили юридического подтверждения. Однажды, после успеха на выборах в Вильнюсе партии экс-президента Роландаса Паксаса «Порядок и справедливость», за которую проголосовало много русских избирателей, эту политическую силу назвали «проектом Кремля», да и самого Паксаса свергали с поста президента в том числе под предлогом связей со спецслужбами России, но в итоге ни одно из обвинений не подтвердилось. Они абсолютно голословны, никогда не приводилось ни одного факта реальной управляемости какой-либо политической силы из Кремля. Но на часть электората страшилки действуют.

«СП»: — Как же не было фактов? А активная поддержка Народной партии Литвы экс-премьера Казимиры Прунскене? В учредительном съезде участвовали видные представители «Единой России». Как раз эту партию и назвали в числе первых «врагов».

— Не надо путать моральную поддержку с управлением. Кстати, сам факт того, что бывшие ссыльные «изобличили» и эту партию — при том, что её лидер сейчас тяжко больна, а у партии всегда низкий рейтинг, — говорит и о психическом состоянии «изобличителей». Им всюду чудится «рука Кремля», а Прунскене выступает как сторонник добрососедских отношений с Россией, взаимовыгодного экономического сотрудничества, её идеи прагматичны, она разоблачает правых за их русофобию. И это — её выбор, а не выбор Кремля, и подозревать «янтарную леди», как её любят называть журналисты, в принадлежности к «пятой колонне» более чем странно. Прунскене была первым премьером независимой Литвы, она одна из создателей «Саюдиса», активистка демократического движения в СССР, соратница Анатолия Собчака. Но ввязалась в политическую борьбу за власть в Литве, не поделила её с лидером правых Витаутасом Ландсбергисом, а в 2004 году чуть не выиграла президентские выборы у американского литовца Валдаса Адамкуса. Там была реально подозрительная ситуация — ночью, когда она опережала соперника почти на 10 процентов, вдруг зависли компьютеры главизбиркома, а когда «отвисли», то впереди оказался уже Адамкус. Он и победил. Можно предположить, что такой «успех» американца был связан с иной, чем у Прунскене, геополитической ориентацией. Но политика — это реальность, пусть часто и аморальная. И вот проблема: кому Кремль должен оказывать моральную поддержку? Казимире Прунскене, чья звезда закатилась под напором оголтелой пропаганды правых после тех выборов, но остались личные контакты с политиками России, или другим силам, не так активно позиционирующим себя в качестве друзей России, но тоже поддерживающим добрососедство? Прунскене даже не депутат, у партии низкие рейтинги, поддержка со стороны «Единой России» их не улучшает. Значит, одной риторической ставки на сотрудничество с Россией мало. А в Кремле, мне кажется, полагают, будто Народная партия Литвы — влиятельная, перспективная сила. Может быть и перспективная, но пока реальность иная. А демонстративная поддержка со стороны «Единой России» радостно воспринимается врагами «янтарной леди», используется как аргумент о влиянии Кремля.

«СП»: — Ну так и что? России следует поддерживать лишь тех, кто влиятелен, а своих сторонников предать?

— Давайте уточним, что означает «поддержка». Думаю, речь все-таки о партийном сотрудничестве близких по идеологии сил, как сотрудничают в Европе социал-демократы, консерваторы, левые движения, продвигая близкие идеи. Между прочим, в Вильнюсе частые гости российские либералы. Конечно, и российские политические силы могут да и должны, наверное, сотрудничать с единомышленниками в соседних странах, только следует ли оказывать демонстративную поддержку тем партиям, которые на самом деле не обладают в стране влиянием? Думаю, ставку надо делать всё же на реальные силы, но естественно на те, с которыми возможен диалог. В Литве есть другие партии, которые критикуют консерваторов за то, что те ухудшают положение в экономике страны, отказываясь от прагматичного сотрудничества с Россией.

«СП»: — Но ведь тогда правые и их объявят «пятой колонной».

— Им это не так страшно. Они сильны, у них поддержка населения. А такие намеки есть. С приближением парламентских выборов они усиливаются. Спикер Сейма, консерватор Ирена Дегутене даже призвала не голосовать за Партию труда русского бизнесмена, европарламентария Виктора Успасских. Эта политическая организация среди лидеров соцопросов. Есть еще и социал-демократы, и либералы, и все это парламентские силы, не придерживающиеся радикальных позиций, свойственных правым. Мне кажется, ключ к потеплению отношений не только в Кремле, но и у них.