https://www.funkybird.ru/policymaker

Дели готовит врагам «Огонь»

Индийские военные в очередной раз провели успешное испытание баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд. На этот раз с полигона на острове Уилер в Бенгальском заливе у побережья штата Орисса была запущена баллистическая ракета средней дальности «Агни-2». Это двухступенчатая твердотопливная ракета длиной около 19 метров. Ее максимальная дальность составляет до 2500 километров при массе отделяемой головной части до 1000 килограммов.

Напомним, что баллистические ракеты класса «Агни» («Огонь») разработаны в рамках «Комплексной программы разработки управляемых ракет» (Integrated Guided Missile Development Program) министерства обороны. «Агни-1» представляет собой 12-метровую баллистическую ракету, которая может быть запущена с подвижных пусковых установок и способна нести ядерный боезаряд весом до 1 тонны. «Агни-3» — двухступенчатая ракета длиной 16,7 метров и весом 48,3 тонны. Она может доставлять боеголовки весом 1,5 тонны на дальность более 3500 километров.

Стоит отметить, что четыре месяца назад Индия испытала новую межконтинентальную баллистическую ракету «Агни-5». Успешный пуск был произведен также с полигона на острове Уиллер. Тогда ракета пролетела максимальное расстояние, превышающее пять тысяч километров. После этого было заявлено, что «Агни-5» может быть принята на вооружение уже в 2014-2015 годах.

При этом в планах индийских военных – оснастить «Агни-5» разделяющейся головной частью (РГЧ) с несколькими боевыми блоками. Как заявил недавно представитель Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) при министерстве обороны Индии, речь идет об РГЧ с боевыми блоками (ББ) индивидуального наведения, которая несет в себе несколько ББ и, таким образом, позволяет поразить сразу несколько целей одной ракетой.

По имеющейся информации, Индия уже ведет работы над ракетой «Агни-6» с еще большей дальностью полета — до 10 тысяч километров. Планируется, что эта трехступенчатая МБР будет построена к середине 2014 года. Ее проектирование уже началось.

Таким образом, Индия семимильными шагами спешит к заветной цели — пополнить «клуб» стран, которые уже имеют межконтинентальные баллистические ракеты, способные нести ядерные заряды. Отметим, что в настоящее время ракеты такой дальности есть только у России, Китая, США, Франции и Великобритании.

Специалисты отмечают, что на заключительном этапе формирования ядерного потенциала страны, в 2021-2030 годах, Индия должна построить сбалансированную ядерную «триаду». Она будет включать два полка тактических баллистических ракет (БР), четыре атомных подводных лодки с БР, а также многоцелевые самолеты Су-30МКИ и предназначенные для их замены пилотируемые ЛА нового поколения (56 свободнопадающих термоядерных бомб и аэробаллистических ракет).

Очевидно, что Индия — страна с очень большими политическими и военными амбициями, поэтому развитие национального ракетно-ядерного потенциала является одной из приоритетных задач, которые решает военно-политическое руководство этой страны. Военспецы считают, что в перспективе Индия способна поставить под свой ядерный прицел практически весь земной шар, включая США.

Как отмечает военный эксперт Игорь Коротченко, «Индия достаточно эффективно развивает свой ракетный потенциал в рамках созданной DRDO, являющейся аналогом американскому DARPA, то есть Агентству по перспективным военным разработкам. Индия финансирует ряд важнейших программ по созданию различных видов вооружений. И, конечно, ракетно-ядерное оружие здесь является одним из наиболее важных».

Москва не рассматривает появление у Дели ракет с увеличенной дальностью как угрозу собственной безопасности, и все же России придется внести Индию в перечень государств, теоретически способных осуществить ракетный удар, хотя бы потому, что никто не может исключить случайных или несанкционированных одиночных пусков.

Уже сейчас индийские ракеты способны достичь территории не только Пакистана, но также Китая и России. Однако индийская ядерная программа, в отличие от северокорейской, не вызывает идиосинкразии у многих стран. Симметричного ответа можно ожидать, в первую очередь от Пакистана и, пожалуй, Китая.

«Договор о нераспространении ядерного оружия считается Библией нераспространенческой тематики. Но на самом деле, эти вопросы, идет ли речь о ядерном оружии или средствах его доставки, очень политизированы и существуют не в вакууме», — отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» заместитель директора Института международных исследований Виктор Мизин. По его словам, необходимо признать, что такие двойные стандарты на международном уровне «связаны с массой внутри- и внешнеполитических вопросов».

Действительно, мало кого волнует то, что, например, Израиль де-факто обладает ядерным оружием. Зато размахивающие мифической «ядерной палицей» Иран или Северная Корея на протяжении уже нескольких лет вызывают ажиотаж в мире. В вот противостоящий Дели Исламабад вряд ли можно назвать более «управляемым», чем режимы аятолл или приверженцев идей чучхе. Тегеран и Пхеньян заявляют, что строят свою мирную ядерную энергетику. Западные государства «слезам не верят» и вводят все новые и новые санкции в отношении «мировых изгоев».

Северная Корея в очередной раз «ставит на уши» весь мир, только готовясь провести третьи ядерные испытания. 6 августа в Бюллетене ученых-атомщиков представлен отчет, авторы которого отмечают, что СК завершила работы по подготовке южной шахты, расположенной недалеко от места проведения испытаний в 2006 и 2009 годах на северокорейском ядерном полигоне. В отчете подчеркивается, что возможность проведения нового ядерного испытания в значительной степени зависит от оценки руководством Севера его политических последствий.

А вот не так давно Группа ядерных поставщиков одобрила ввод ограничений по содействию атомной программе для тех стран, которые не входят в договор о нераспространении ядерного оружия. Индия договор не подписала, однако прямого запрета на ввоз топлива не введено. Несмотря на все ракетные военные испытания, строительство АЭС «Куданкулам» остается крупнейшим проектом. Ведь громадная Индия, с 1,21 млрд населения и растущей экономикой, является одним из ведущих партнеров и России и США.