https://www.funkybird.ru/policymaker

Кто на самом деле выполняет заказ Москвы в Тбилиси

Четыре года назад Грузия и Россия провели непродолжительную, но важную войну. Грузия проиграла эту войну менее чем за неделю, а Россия укрепила свою власть над Абхазией и Южной Осетией, которые большинство стран, в том числе, Соединенные Штаты, признают в качестве грузинских территорий, находящихся в настоящее время под российской оккупацией. Хотя война закончилась менее чем через неделю после своего начала, она по-прежнему сохраняет исключительное значение как для внутренних дел Грузии, так и для грузино-американских отношений.

Сегодня Грузия стоит на пороге целой череды выборов. В 2012 году там состоятся выборы в парламент, а в 2013-м — президентские выборы. Они окажут колоссальное влияние на будущее этой страны, а также на роль и положение США в этом регионе на многие годы вперед. Эти выборы в значительной мере будут проходить в тени грузино-российской войны 2008 года.

За послевоенные годы грузинское правительство утратило черты власти, ведомой лучезарными демократами, стремящимися построить демократию по европейскому образцу в стране, когда-то являвшейся частью Советского Союза. Вместо этого — правительство Михаила Саакашвили превратилось в очередной полуавторитарный режим, полагающийся на избирательно составляемые и применяемые законы, проводящий репрессии против средств массовой информации, запугивающий и преследующий политических оппонентов, чтобы удержаться у власти.

Такой подход до недавнего времени неплохо срабатывал у правящей партии Грузии «Единое национальное движение» на выборах, проходивших с 2008 по 2010 годы. Но в этом году все — иначе. Впервые у главных оппонентов ЕНД появились ресурсы, чтобы дать ему отпор и самим пойти в наступление. И все — благодаря самому богатому человеку Грузии Бидзине Иванишвили, о котором New York Times недавно написала, что он «в Грузии превратился из мецената во врага народа». Иванишвили сколотил коалицию, куда вошли ведущие грузинские дипломаты, бывшие «розовые революционеры», порвавшие с Саакашвили, когда он начал отходить от демократии, и прочие люди.

Правительство Грузии давно уже пользуется поддержкой Запада, в том числе — Соединенных Штатов. Эта поддержка включает обильную иностранную помощь и кредиты, а также готовность не обращать внимания на многочисленные недостатки Грузии в плане демократии и прав человека. Последний момент крайне важен для грузинского режима, ибо мощное американское давление в увязке значимых последствий с обещаниями существенно затруднило бы ЕНД его дальнейшие нарушения и злоупотребления, которые, по мнению грузинского руководства, необходимы для удержания власти, особенно — в связи с приближением выборов.

Учитывая растущую информированность Запада о грузинских изъянах в плане демократии, руководство этой страны изменило свою стратегию, и теперь в меньшей степени представляет себя Западу в качестве демократической власти и в большей — в качестве цитадели, защищающей регион от российского влияния. В рамках этой стратегии предпринимаются попытки изобразить миллиардера Иванишвили, который делал деньги в России, в роли российской марионетки. Естественно, никого в составе грузинского правительства не волновало происхождение состояния Иванишвили, и никто не сомневался в его преданности Грузии, когда тот на свои деньги покупал ботинки и прочую экипировку для грузинской армии, когда строил в Грузии объекты инфраструктуры и оказывал денежную поддержку казне. Парадокс заключается в том, что грузинское правительство, которое согласно официальному отчету ЕС и оценкам большинства аналитиков, позволило втянуть себя в очень разрушительную войну, сейчас обвиняет кого-то другого в содействии росту российского влияния. Но пропагандисты из состава этого правительства данный парадокс не замечают.

Тем не менее, репутация режима Саакашвили как мощной антироссийской силы, на первый взгляд, очень сильна. Саакашвили постоянно заявляет, что Грузия хочет вступить в НАТО. Риторика грузинских властей носит последовательно антироссийский и прозападный характер. Правительство Грузии небезуспешно проводит дипломатическую кампанию, призывая иностранные государства, включая США, называть Абхазию и Южную Осетию, которые были утрачены Тбилиси в 2008 году и перешли под крыло России, «оккупированными территориями», и использовать любую возможность для осуждения российских действий. В значительной мере такая риторика вполне уместна, поскольку Россия представляет серьезную и мощную угрозу для Грузии. Абхазия и Южная Осетия в настоящее время фактически являются российскими колониями. А амбиции России на постсоветском пространстве следует воспринимать очень серьезно.

Соответственно, Саакашвили в своих заявлениях рассказывает явно антироссийскую историю. Но если о грузинском правительстве судить по результатам, а не по разглагольствованиям о России, то на свет появляется совсем другая история. Каковы бы ни были его намерения, правительство Грузии привело страну к таким результатам, которые явно соответствуют интересам России в данном регионе. Пробыв у власти более восьми лет, Саакашвили и его правительство на все обозримое будущее отдали России примерно 20 процентов территории страны, превратили стремление Грузии вступить в ЕС и НАТО в несбыточную мечту, а также создали в стране очень сложную экономическую ситуацию, погрузив ее в пучину безработицы, инфляции и долговых проблем, которые в предстоящие годы станут еще серьезнее.

Грузинское правительство использует страх перед Россией в качестве остро заточенного орудия, обвиняя почти всех своих внутриполитических оппонентов, а также многих иностранных критиков в том, что они — российские шпионы, марионетки и так далее. Такого рода нападки оно осуществляет даже на прозападных политиков из состава оппозиции, которые тесно связаны с США и Европой. Грузия — это страна, где разговоры о российских заговорах являются обычным делом. Но интересно посмотреть, как мог бы выглядеть российский заговор в Грузии.

Представьте себе, что в конце 2003 года российское государство сумело направить кого-то в Грузию и сделать его президентом этой страны, втайне преследуя свои интересы. Конечно, этого не было, но если бы такое случилось, кремлевские хозяева поручили бы своему ставленнику-президенту отдать России часть грузинской территории, сделать так, чтобы Грузия не попала в НАТО, ослабить грузинскую экономику и расколоть грузинское общество. Такого президента могли бы также попросить ослабить авторитет Америки в регионе и попытаться заставить США потратить на Грузию как можно больше денег. Конечно, Саакашвили не является засланным российским казачком, но все это произошло в Грузии в период его президентского правления.

В следующий раз, когда грузинский президент начнет рассказывать Западу, что Россия — его заклятый враг, западным политикам следует задать себе вопрос: зачем России друзья, когда у нее есть такой враг, как Саакашвили? А если серьезно, то США не следует поддаваться на попытки грузинских властей втянуть Америку в антироссийскую риторику. Вашингтон должен более серьезно задуматься над тем, чего Россия добилась в Грузии при Саакашвили, а также над тем, какие выгоды получат США, если применят иной подход к Грузии, к ее правящему режиму, к свободным и честным выборам, и к демократии в этой стране.