https://www.funkybird.ru/policymaker

Рынок оружия ждет передел?

Практически весь июль, со 2 по 27 число, в штаб-квартире ООН проходила сложная работа Конференции по Договору о торговле оружием.

Переговоры в Нью-Йорке стали одной из важнейших инициатив в этой области, предпринятых в ООН для того, чтобы разработать юридически обязывающий документ, призванный утвердить международные стандарты регулирования импорта, экспорта и перевозки обычных видов вооружений – от танков и авианосцев до автоматов и боеприпасов. Это рынок с объемами ежегодных продаж от шестидесяти миллиардов долларов.

Стоит отметить, что идея договора о торговле оружием была высказана еще в 1995 году группой нобелевских лауреатов. Но только в 2009 году ГА ООН решила начать подготовку к созыву конференции, посвященной этой проблеме. Предварительно планировалось, что договор не будет затрагивать внутреннюю торговлю оружием в отдельных странах и порядок, регулирующий владение им среди граждан. Он также не направлен на запрещение производства или экспорта оружия или на ограничение возможностей государств на оборону.

Очевидно, что проблема торговли оружием затрагивает геополитические и экономические интересы государств, кроме того, не нужно забывать и о морально-этической стороне дела, поскольку оружие слишком часто оказывается в руках террористов и разного рода комбатантов. Поэтому в конференции приняли участие делегаты более 190 стран, представляющие военно-промышленную сферу, неправительственные организации, группы общественности.

Вместе с тем сама конференция, по оценкам участников, была неудовлетворительно подготовлена. Так, например, она не смогла даже вовремя начать работу. Целых два дня было потрачено только на выяснение вопроса о том, в каком качестве в ней будет принимать участие палестинская делегация — как наблюдатель или как государство.

Изначально наблюдатели высказывали сомнения в том, что за время проведения конференции удастся разработать договор, который определял бы единые принципы и правила торговли оружием. У участников форума даже не было единого мнения о том, должен ли будущий договор иметь юридически обязывающий характер. В результате дискуссии форума, к которому готовились три года, были перенесены из Генассамблеи ООН в рабочую группу высокого уровня. Конференция закрылась, не придя к согласию по тексту документа. Чтобы хоть как-то подвести черту двадцати пяти дней переговоров был подготовлен некий фактологический доклад, который, без ущерба для позиций стран-участниц, передан в ГА ООН.

Некоторые участники переговоров, а также СМИ, поспешили назвать конференцию «провальной», обвинив, прежде всего, Россию и США в блокировании ее работы и срыве намечающихся договоренностей. Однако взгляды российских и американских представителей на проект будущего договора о торговле оружием во многом совпадают, считают российские дипломаты, курирующие этот вопрос. Возможно, что такое мнение является определенным реверансом в сторону американских «партнеров», тем не менее, в Москве считают, что конференция не была «провальной». Наоборот, называя проект договора «сырым», подчеркивают, что его очертания «начинают выкристаллизовываться».

Россия выдвинула ряд предложений о конкретных мерах контроля над торговлей оружием, и участники форума высказывались за вынесение их в отдельный раздел будущего договора. Российские предложения заключаются в том, чтобы усилить систему контроля за оружием (от момента его производства до утилизации), ввести госмонополию на осуществление военно-технического сотрудничества и обязательное лицензирование всех видов деятельности, связанных с вооружениями. Кроме того, предлагается усилить контроль за реэкспортом вооружений.

Как отметил директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Михаил Ульянов, возглавлявший делегацию из Москвы на соответствующей конференции в Нью-Йорке, «нынешняя версия договора сохраняет многочисленные лазейки для попадания оружия в руки негосударственных субъектов, включая террористов». Кроме того, по его словам, «мы с удивлением обнаружили, что в последней версии проекта и в преамбуле договора само упоминание о террористах и оргпреступности куда-то исчезло».

Что же касается того, что договор не был принят то, как отметил Ульянов, он не усматривает здесь «чьего-то злого умысла или лобби». «Есть много стран, которые хотят наводить порядок в области торговли оружием, — сказал он, — но у каждой страны свое видение, как это нужно делать». Здесь уместно отметить, что, как ответил дипломат на уточняющий вопрос корреспондента «Росбалта», за скорейшее принятие договора в нынешнем виде высказывались многие страны Евросоюза, Карибского бассейна, а также и африканские государства.

Россия, по словам представителя МИД, «разочарована но не обескуражена» результатами прошедшей конференции и готова к продолжению работы по согласованию текста глобального договора о торговле оружием. Теперь вопрос о дальнейшем формате переговоров и судьбе текста соглашения будет обсуждаться на очередной сессии Генассамблеи ООН, которая начнется в сентябре