https://www.funkybird.ru/policymaker

Сирия: на Асадном положении

Над Сирией, где сторонники президента Башара Асада ведут войну с оппозиционерами, завис дамоклов меч прямой интервенции.

В этой стране с древнейшей культурой и библейской историей сегодня разворачивается драма, в которой решается судьба Ближнего Востока, ведущих мировых держав и всего человечества. Боевые столкновения между правительственными войсками и иностранными бандитами, которых стыдливо называют «оппозицией», становятся все более ожесточенными. А в стане противников «кровавого тирана Асада», судя по многочисленным признакам, завершаются последние приготовления перед началом полномасштабной агрессии. Так какой сценарий могут избрать западные и ближневосточные «борцы за сирийское счастье»?

С конца июля западные и ближневосточные державы усилили натиск на Дамаск, развернув мощное наступление на всех фронтах – военном, террористическом, дипломатическом и информационном. Первая фаза – попытка расшатать ситуацию с помощью точечной спец-операции. Но взрывы в Дамаске, организованные явно не арабскими «любителями», а опытными спецслужбами, имели весьма ограниченный успех. Да, они унесли жизни ряда высокопоставленных силовиков, однако Башар Асад уцелел, а дееспособность правительства пострадала не настолько, чтобы его враги могли радостно откупоривать бутылку шампанского.

Вторая фаза, которую мы сейчас наблюдаем, предполагает создание в Сирии аналога ливийского Бенгази – центра свободы и демократии, с которой «повстанцы» могли бы осуществлять свои бандитские рейды… пардон, освободительные походы в глубь сирийской территории. Ради этой цели боевики пошли на хитрость – с помощью дерзкого нападения на пригороды Дамаска они вынудили власти срочно оттянуть к столице значительную часть войск, а сами в это время захватили ряд районов в Алеппо.

В сложившейся ситуации Башару Асаду ничего другого не оставалось, кроме как назвать кошку кошкой, то есть войну войной. Осознав тщетность попыток предстать «хорошим парнем» в глазах Запада (от имиджа «исчадия ада» ему все равно не отмыться!), президент перестал миндальничать с бандитами и на полную катушку задействовал при штурме Алеппо артиллерию. Взяв штурмом экономическую столицу страны, сирийские войска теперь заняты жестким подавлением очагового сопротивления. Что это такое – нам хорошо известно по первой и второй чеченским кампаниям.

В целом на нынешней стадии конфликта многое зависит от того, чья организационная структура – властей или «оппозиции» – окажется сильнее. На стороне Башара Асада одна из наиболее боеспособных и профессиональных армий на Ближнем Востоке и большая часть сирийского общества, уставшего от кровавых «художеств» боевиков. Президента поддерживают не только алавиты, христиане, курды и прочие меньшинства, но и большая часть мусульман-суннитов. На стороне же противников «кровавого мясника» сегодня воюют самые «гуманные» и «прогрессивные» ребята со всего Ближнего Востока – идейные исламисты, криминальные элементы и просто ошалевшие от нищеты арабские мужчины. Благо после победной поступи «арабской весны» Ливия, Египет, Афганистан и Ирак исправно экспортируют в страну дешевое «пушечное мясо».

Пока «организационной инициативой» уверенно владеют сирийские власти, правительственная армия перемалывает заезжих гастролеров быстрее, чем те успевают восстановиться. И будь нынешняя сирийская бойня классической гражданской войной, Башар Асад давно бы одержал в ней победу «по очкам». Но в том-то и дело, что противостояние в этой ближневосточной стране имеет не сирийское происхождение. США, ЕС, Турция и монархии Персидского залива вложили в этот конфликт слишком много сил и средств, чтобы сейчас отказаться от продолжения банкета и мирно наблюдать за тем, как Асад рушит их планы. Напротив, все последние события внушают опасения, что противостояние в Сирии вступает в новую, более «кровавую» фазу. Что это за события?

Во-первых, архитекторам «сирийской войны» удалось создать на Западе нужный информационно-психологический фон для начала агрессии. Генассамблея ООН приняла на днях резолюцию, которая фактически дает добро на иностранную интервенцию. Конечно, этот документ не имеет юридической силы, но этого и не требуется; главное – послать недвусмысленный сигнал: «Все адекватные страны, кроме России, Китая и прочих изгоев, хотят остановить кровопролитие. Сколько еще можно сидеть сложа руки? Пора действовать!»

Во-вторых, досрочный уход в отставку Кофи Аннана, спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по сирийскому урегулированию, красноречиво свидетельствует о том, что «мировое сообщество» прекращает разыгрывать клоунаду под названием «Налаживание политического диалога». Мол, мы пытались по-хорошему, но из-за «упертого маньяка Асада» у старины Аннана ничего не вышло. А какая может быть альтернатива политическому урегулированию? Правильно: суровый мужской разговор с помощью «гуманитарных бомб» и танковых гусениц!

В-третьих, на границе с Сирией уже некоторое время наблюдается серьезная концентрация турецких войск, которые проводят масштабные танковые учения. Не исключено, что премьеру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану сделали предложение, от которого тот не в силах отказаться.

В-четвертых, власти США впервые официально признали, что воюют на стороне так называемой «сирийской оппозиции». Буквально на днях Барак Обама подписал секретный указ, в котором говорится о том, что перед ЦРУ и другими ведомствами стоит задача – сделать все для поддержки «мирных сирийцев» в свержении «диктаторского режима».

Итак, маски сброшены. Цели поставлены четко и недвусмысленно. Над Дамаском занесен карающий меч демократии. Но чтобы начать окончательное решение «сирийского вопроса», необходим повод, который сделал бы войну легитимной в глазах большинства западных обывателей. Определенная заготовка у «друзей Сирии» все же имеется – уж очень навязчивыми стали разговоры о том, что Башар Асад может применить против своего народа химическое и бактериологическое оружие. А раз на сцене появилось ружье, то по законам жанра оно должно когда-нибудь выстрелить.

Другая проблема агрессоров состоит в том, что организовать против Дамаска «гуманитарную интервенцию» по ливийскому сценарию крайне непросто. И дело тут не в том, что сирийская армия может неслабо огрызнуться, Россия и Китай не спешат выдавать в ООН «лицензию на убийство», а у президента США Барака Обамы на носу ответственные выборы. В отличие от периферийной Ливии Сирия – это краеугольный камень на Ближнем Востоке: стоит его выбить, как вся конструкция тут же развалится, столкнув регион в омут кровавого хаоса с многомиллионными жертвами. Поэтому режиссеры «сирийского спектакля» должны учесть этот и ряд других важных факторов при написании и реализации дальнейшего сценария.

Как будет развиваться «сирийская игра»?

Сценарий № 1. Асада убивают в результате покушения

Согласно утечкам в американскую и британскую прессу, ЦРУ уже получило более 20 миллионов долларов на охоту за головой сирийского президента. Главной мишенью недавнего теракта в Дамаске был именно Асад, но в июле что-то не срослось… Для Барака Обамы устранение сирийского лидера было бы идеальным вариантом – предъявив электорату голову поверженного злодея, он смог бы поднять свой рейтинг накануне ноябрьских президентских выборов. И то, что после смерти Асада в сирийской элите начнется дележ власти, а сунниты-экстремисты попробуют расправиться с религиозными меньшинствами, Вашингтон не волнует. К счастью, реализовать этот сценарий довольно сложно. Да, в сирийской элите есть противоречия, однако заговор в ближайшем окружении Асада, похоже, отсутствует.

Сценарий № 2. Асада вынуждают уйти сирийские элиты

Этот номер хорошо «прокатил» в Египте и в Йемене, где местные элиты смогли убедить диктаторов – Хосни Мубарака и Али Абдаллу Салеха – покинуть свои посты под давлением массовых протестов. Однако примеры добровольного ухода «авторитарных динозавров» выглядят не слишком убедительно. В Египте генералы после устранения Мубарака стали терять власть в пользу исламистов, а в Йемене после ухода Салеха исламисты из «Аль-Каиды» захватили власть сразу в нескольких городах. Тем не менее часть сирийской элиты (особенно сунниты) вполне готова пожертвовать «ферзем Асадом», чтобы сохранить свой статус и капиталы. Недавно друг детства нынешнего сирийского президента Манаф Тласс, представляющий интересы суннитского бизнеса, предложил свой план выхода из нынешнего кризиса. Его рецепт ласкает слух Западу: Асад должен уйти, а власть и оппозиция – сформировать коалиционное правительство. Впрочем, план Тласса не вызвал энтузиазма у алавитской и христианской партий, которым принадлежит реальная власть в Сирии. Ее представители боятся, что после «демократизации» страну ждут новые протесты, в результате чего исламисты перехватят власть у нынешних элит (именно так произошло в Египте).

Сценарий № 3. Турция решается на войну с Сирией

Анкара намеревалась пойти войной на своего еще недавно обожаемого соседа 22 июня, после того как сирийские силы ПВО сбили ее самолет-разведчик. Однако тогда турецкая агрессия против сопредельного государства сорвалась сразу по нескольким причинам. Во-первых, партнеры по НАТО отказали им в военной помощи. Во-вторых, светская верхушка турецкой армии, недолюбливающая премьера-исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана, выступила резко против его агрессивных устремлений. А разве можно затевать военную авантюру, когда вы не доверяете своим генералам? В-третьих, турки испугались, что плодом их «миротворческих усилий» воспользуются Запад и монархии Персидского залива. Однако сейчас попытка сокрушения Асада турецкими руками выглядит наиболее вероятным сценарием.

Ведь к походу против Сирии Турцию вынуждают курды, которые сегодня получили реальный шанс создать собственное государство. После того как на днях Башар Асад окончательно предоставил своим курдам широкую автономию, в турецком Курдистане вспыхнул курдский мятеж. Это заставляет Анкару торопиться с агрессией, ведь в противном случае ее ждет не возрождение Османской империи, а развал нынешней Турции. И вот уже вчера иранские СМИ сообщили о том, что конвой турецких войск при поддержке нескольких вертолетов вошел в сирийский город Джараблус, который расположен в районе компактного проживания курдов.