https://www.funkybird.ru/policymaker

Победа Митта Ромни: председатель избиркома пропал без вести

Америка — страна с очень высоким уровнем организации. Это касается буквально всего — государственной машины, промышленного производства, правовой системы, безопасности, словом всего, что составляет основу жизни страны. На этом фоне непонятным исключением выглядит американская избирательная система.

Американские праймериз — беспрецедентное явление в мировом конституционном праве. Ни в одной стране мира нет такой запутанной системы выборов президента страны. Вкратце выглядит она следующим образом. Каждый штат в составе США имеет право избрать определенное количество выборщиков пропорционально населению штата. Выборщики избираются раздельно для Демократической и Республиканской партий. Никакого формального членства в этих партиях не существует. Каждый житель штата может принять участие в праймериз любой партии.

Применительно к состоявшимся в Айове выборам цифры выглядят следующим образом. Всего этот штат с населением около 3 миллионов человек имеет право избрать 28 выборщиков. Каждый выборщик по окончании праймериз во всех штатах будет представлять своего кандидата на коллегии выборщиков, которая и выберет кандидата в данном случае от Республиканской партии. Всего в Айове в Республиканских предварительных выборах приняло участие 121 914 избирателей. Их голоса распределились между кандидатами следующим образом:

1. Митт Ромни — 30015 (25%),
2. Рик Санторум — 30007 (25%),
3. Рон Пол — 26219 (21%),
4. Ньют Гингрич — 16251 (13%),
5. Рик Перри — 12604 (10%),
6. Мишель Бакман — 6073 (5%),
7. Джон Хантсман — 745 (1%).

Соответственно полученным на выборах процентам голосов избирателей распределилось и количество выборщиков, которые проголосуют за своего кандидата на всеамериканской коллегии выборщиков:

1. Митт Ромни — 13 выборщиков,
2. Рик Санторум — 12 выборщиков,
3. Рон Пол — 3 выборщика.

Остальные кандидаты не получили ни одного голоса выборщиков от штата Айова. На самом деле, эти результаты тоже не вполне достоверны. Хваленая американская организованность в штате Айова не сработала. В первом часу ночи 4 января, т. е. после окончания выборов бывший сенатор Рик Санторум имел 29 968 голосов, т. е. на четыре голоса больше, чем бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни. Для окончательного итога не хватало только результатов выборов из одной избирательной комиссии — графства Клинтон. Как тревожно информировало телевидение Fox News, председатель этой комиссии пропал вместе с конвертом, в котором находились результаты голосования. По состоянию на 5 января с. г. председатель так и не объявился.

Итоги голосования жителей графства были зафиксированы на основании свидетельств наблюдателей. Оные наблюдатели сошлись во мнении, что в графстве Клинтон победил Митт Ромни с перевесом в 18 голосов. Результат по всем 1774 избирательным участкам Айовы, подсчитанный таким образом без исчезнувшего Клинтонского председателя, — победа Ромни с перевесом в 8 голосов. Всё это выглядит не вполне убедительно хотя бы потому, что всего за пару часов до оглашения итогов основные американские сайты, контролирующие выборы сообщали о ничьей между Ромни и Санторумом.

На самом же деле, результат праймериз в Айова не так и важен для дальнейшей избирательной кампании, поскольку количество выборщиков от этого штата оставляет менее 1% общей коллегии выборщиков, которые к тому же могут проголосовать на общеамериканском съезде Республиканской партии как угодно. В прошлом избирательном цикле 2008 года в Айове победил Мик Хакаби. Но на съезде выборщики Айовы проголосовали за Джона Маккейна, который и стал кандидатом от Республиканцев в президентских выборах. Так что единственный результат, который можно зафиксировать в Айове — это психологическое преимущество Митта Ромни, которое будет важно для последующих праймериз в других штатах.

Большинство американских аналитиков сходятся во мнении, что после Айовы Ромни легко победит на праймериз в Нью-Хэмпшире, где у него очень сильная поддержка. После этой победы шансы Ромни на получение номинации от Республиканской партии становятся очень высокими, практически стопроцентными. Этому, несомненно, будут способствовать следующие факторы:
— репутация успешного бизнесмена, знатока экономики, обладающего рецептом вывода США из экономического и финансового кризиса;
— отлично организованный предвыборный штаб и наличие крупных финансовых средств на избирательную кампанию (состояние Ромни оценивается в 250 миллионов долларов);
— успешный опыт управления штатом Массачусетс, губернатором которого Ромни был с 2003 по 2007 год;
— официально объявленная поддержка сенатора Джона Маккейна, бывшего соперником Обамы на выборах 2008 года.

Если вручение Митту Ромни номинации на представление Республиканской партии в президентских выборах 2012 американские аналитики считают несомненным, то его шансы в противостоянии с Бараком Обамой, по их мнению, выглядят гораздо хуже. И причина кроется не столько в преимуществах Обамы, сколько в недостатках Ромни. Консервативная часть Республиканцев вряд ли простит ему принадлежность к мормонам, весьма специфической деноминации, представители которой еще в девятнадцатом веке практиковали многоженство (отдельные рецидивы имеют место и по сей день).

Республиканский избиратель — это христианский фундаменталист протестантского толка и столь экзотическая религия, как мормонство для него вряд ли приемлема. Это, как считают американские обозреватели, может вызвать отторжение кандидатуры Ромни среди республиканских аппаратчиков, на плечи которых ложится вся рутинная организационная работа по проведению предвыборной кампании. Поэтому ожидать от них каких-то героических усилий по продвижению Ромни в Белый Дом не приходится.

Тем не менее, стоит заглянуть в предвыборную программу Ромни, особенно в части внешней политики, что особенно интересно для нас, поскольку отношения с администрацией США для России традиционно важны. По сравнению с выбывшей из президентской гонки Мишель Бакман, Ромни выглядит вполне умеренным политиком. В отличие от этой симпатичной, но крайне агрессивной дамы, он не призывает никого бомбить, но намерен все же при расширении сотрудничества с Россией развернуть с ней «масштабный диалог о состоянии демократии» в нашей стране. Похоже выглядит и его позиция в отношении Ирана.

Ромни высказывается за жесткие экономические санкции в отношении «режима аятолл», но одновременно считает необходимым «привлечь Иран к сотрудничеству по демократическому развитию». Самое развернутое изложение внешнеполитической программы основного Республиканского претендента на участие в битве за Белый Дом можно найти в его речи, произнесенной на предвыборном митинге в Южной Калифорнии в октябре прошлого года, т. е. всего два месяца назад. Основное внимание в этой речи Ромни уделил положению на Ближнем Востоке, если говорить точнее — безопасности Израиля и Иранской проблеме.

Не призывая к прямой агрессии в отношении Ирана, он посчитал нужным заявить, что «наши друзья никогда не должны опасаться, что мы не выступим на их стороне». По мнению правой израильской газеты «Маарив», Израиль в речи Ромни выполнял двойную роль: добиться поддержки правого евангелического большинства республиканского электората и продемонстрировать дипломатическое фиаско администрации Обамы на этом важном внешнеполитическом направлении. Для того чтобы определить направление внешнеполитических усилий президента Ромни, можно просто ознакомиться со списком его советников по этим вопросам.

Это Майкл Хайден, бывший глава ЦРУ и директор Агенства по национальной безопасности; Майкл Чертофф, бывший министр национальной безопасности США; Эллиот Коэн, бывший советник Кондолизы Райс; Купер Блек, бывший глава отдела по борьбе с терроризмом в ЦРУ и многие другие высшие чиновники в администрации Джорджа Буша-младшего. В специальной группе советников Митта Ромни по Ближнему Востоку — Мэри Бат-Лонг, бывшая помощница министра обороны Гейтса, Меган О’Салливан, сотрудница министерства национальной безопасности в администрации Буша и Валид Фарес, американец ливанского происхождения, который в прошлом подвергался критике за поддержку действий христианской милиции во время гражданской войны в Ливане.

Таким образом, можно предполагать, что Ромни во внешней политике — это несколько более умеренный Джордж Буш-младший. Но, к счастью, без вице-президента типа Дика Чейни, который в силу своей уникальности для американского политического истэблишмента просто не имеет аналогов в Республиканской политической обойме образца 2012 года. Кстати, многие аналитики считают, что в случае победы внутри Республиканской партии, Ромни пригласит на эту роль нашу старую знакомую Кондолизу Райс. Чернокожая женщина вице-президент, да еще и с таким бэкграундом, может, по их мнению, существенно усилить позиции Ромни в борьбе с Обамой, которому самое время задуматься о замене для Джо Байдена.

Через неделю — праймериз в Нью-Хэмпшире, где Ромни имеет все основания надеяться на победу. Тогда его шансы на номинацию возрастут еще более. Но — пока ничто не предрешено. Рик Санторум и Рон Пол не намерены складывать оружие. Остальным, скорее всего, придется смириться с поражением и, как говорят теннисисты, «зачехлить ракетки». Впрочем, списывать со счетов никого из участников выборов пока нельзя. Как говорил Уинстон Черчилль, «на войне вас могут убить лишь однажды, в политике — множество раз».

И последний, на первый взгляд, неполитический рейтинг. По данным Института Гэллапа, с 2008 года первое место среди мужчин, которыми восхищаются американцы, занимает Барак Обама. А среди женщин — Хиллари Клинтон. С той разницей, что она удерживает это первенство вот уже десять лет. В год выборов это может быть важно.