https://www.funkybird.ru/policymaker

Румыния. Полупроигравший Бэсеску

Тяжелый политический кризис в Румынии, похоже, затягивается. Прошедший 29 июля референдум о вынесении импичмента президенту Бэсеску не стал его окончанием, как прогнозировалось ранее. Напротив, накал политических страстей повышается, и страна сталкивается с едва ли не самым серьезным вызовом собственной стабильности за последние двадцать лет.

Траян Бэсеску является президентом страны с 2004 года. Он был избран главой государства почти одновременно с Виктором Ющенко, и успел воспользоваться элементами политической пропаганды последнего, позаимствовав из арсенала украинской «оранжевой революции» даже цвет. Придя во власть как яростный критик местных социал-демократов, он и в силу своего характера, и по причине нестабильности румынской политической системы быстро испортил отношения со своими союзниками из Национал-либеральной партии и ее лидером премьером Попеску-Тэричану.

Результатом этого стал раскол хрупкой коалиции национал-либералов и Демпартии (партия самого Бэсеску) и первая попытка вынесения импичмента президенту. Напомним, что в Румынии данная процедура состоит из двух шагов: сперва обе палаты парламента принимают решение о начале импичмента, а затем проводится референдум среди избирателей. В мае 2007 года попытка вынесения импичмента провалилась – 74 % избирателей выразили Бэсеску доверие.

А еще через два года ему удалось переизбраться на второй пятилетний срок, вопреки всем прогнозам и вопреки тому, что против него объединились две из трех ведущих партий страны – социал-демократы и национал-либералы. Правда, его преимущество над соперником составило всего 0,3 %. Кроме того, несмотря на ряд кризисов, с декабря 2008 года у власти находилось правительство во главе с Эмилем Боком, дружественное Бэсеску, представлявшее аффилированную с ним Демократическую либеральную партию (по конституции президент – формально беспартийный).

Но все изменилось в начале этого года. Румынское правительство, не принимавшее решительных мер, после начала экономического кризиса в конце 2011 начало серию жестких и непопулярных реформ. Оно, с одной стороны, увеличило налоговую нагрузку на своих граждан, а с другой – срезало зарплаты в общественном секторе и уменьшило социальные льготы и выплаты. Под влиянием крупных корпораций был предложен новый трудовой кодекс, существенно ухудшающий положение наемных рабочих.

В последние дни уходящего года правительство внесло законопроект о реформе системы здравоохранения, предусматривающий уменьшение государственных медицинских страховок, дерегулирование рынка медицинского страхования и приватизацию части больниц. Против законопроекта выступил один из заместителей министра здравоохранения – Раед Арафат (по происхождению араб), которого Бэсеску в ответ подверг резкой критике, потребовав его отставки. Это и спровоцировало лавинообразный рост протестов в январе 2012 года. Население Румынии выступило как в защиту Арафата, так и против планов правительства.

Не в силах справиться с ситуацией, кабинет Бока ушел в начале февраля в отставку. Ему на смену пришло правительство Унгуряну, также единомышленника Бэсеску, но имея ничтожное парламентское большинство и рост активности оппозиции, новый кабинет продержался всего лишь три месяца – до мая. Бэсеску был вынужден призвать к формированию правительства своего основного политического противника, лидера Социал-демократической партии Понта.

Виктор Понта политик новой формации по сравнению с Бэсеску. Если президенту 61 год, и он успел побывать членом компартии и занимать сравнительно высокие должности еще при Чаушеску, то новый премьер родился в 1972-м, его отделяют от Бэсеску не только идеологические разногласия, но и принадлежность к различным генерациям. Понта – профессиональный юрист, доктор наук. После окончания университета он и преподавал право, и служил в различных государственных ведомствах (прокуратуре, департаменте правительственного контроля), занимаясь борьбой с коррупцией. Карьера у него складывалась чрезвычайно успешно: уже в 28 лет он возглавил бюро по борьбе с отмыванием денег. Параллельно активно занимался политикой – был избран председателем молодежной организации социал-демократов Румынии, а с 2004 года являлся депутатом парламента.

В 2008-2009 году он впервые входил в правительство Бока – тогда еще коалиционное – занимая должность министра по связям с парламентом. После выхода из него в результате скандала чуть не стоившего поста премьеру, Понта перешел в решительную оппозицию Бэсеску и вскоре сделал еще один шаг вверх – бросил вызов тогдашнему лидеру социал-демократов, проигравшему президентские выборы. В результате уже в 38 лет Виктор Понта возглавил ведущую оппозиционную партию страны. Он славится своим резким характером и многочисленными конфликтами.

Едва сформировав правительство, Понта перешел в решительную атаку на Бэсеску. Катализатором ускорения событий послужили вспыхнувшие коррупционные скандалы, в том числе приговор бывшему премьеру Нэстасе, приговоренному к двум годам заключения и попытавшемуся застрелиться. Также в печати появились сведения о том, что Понта совершил плагиат при написании своей докторской диссертации. Местный ВАК, признавший факт плагиата, впрочем, был оперативно распущен. Одновременно возник спор между премьером и президентом о том, кто должен представлять страну на сессии Евросоюза в Брюсселе. Каждый из них утверждал, что именно он должен быть главой делегации.

Воспользовавшись тем, что в парламенте он располагает большинством, Понта инициировал принятие ряда законов, облегчивших вынесение импичмента президенту. Правда, Конституционный суд заморозил их принятие, но, тем не менее, премьер смог собрать достаточное количество голосов, чтобы 3 июля временно отстранить от должности (как и в мае 2007-го) президента Бэсеску, а 29 июля провести общенациональный референдум по вопросу импичмента. В вину главе государства было вменено целых восемь пунктов, в том числе узурпация власти, нарушение конституции, организация прослушивания телефонных разговоров оппонентов, давление на Конституционный суд.

Весь июль в стране шли жаркие дискуссии относительно будущего Бэсеску. Подавляющее число опрошенных выступали за его отставку, но те же опросы показывали, что в целом население достаточно апатично, и не очень заинтересовано в участии в референдуме. Европейские структуры были однозначно против импичмента, так как считали, что подобный вопрос раскалывают страну безо всякой необходимости в решающий для нее момент кризиса, когда решается судьба выделения Румынии дальнейшего транша размером в 6,2 миллиарда долларов. Кроме того, европейцы сочли угрозой для дальнейшей стабильности страны возможность быстрого и легкого вынесения импичментов по весьма надуманным основаниям.

29 июля на участки для голосования пришло менее 47 % избирателей, которые 88 % процентами голосов высказались за импичмент Бэсеску. Таким образом, явка не достигла необходимых 50 % от числа зарегистрированных избирателей. В результате каждая их сторон трактовала итоги референдума как свою победу. Временно отстраненный от власти президент Траян Бэсеску говорит о провале «путча» и о том, что «светоч демократии» по-прежнему ярко светит над Румынией. Виктор Понта утверждает, что с таким низким уровнем доверия Бэсеску не может более оставаться президентом. Более того, Понта вместе с временно исполняющим обязанности президента Крином Антонеску (спикер парламента, представитель национал-либералов) обратились в Конституционный суд с обвинением президентской стороны в том, что она умышленно ввела в списки избирателей свыше двух миллионов человек, завысив их число, и потому референдум нужно считать поражением Бэсеску.

Теперь судьба президентского поста в Румынии в руках Конституционного суда, решение которого будет вынесено 31 августа. До этой даты Бэсеску считается по-прежнему временно отстраненным от должности, а в стране действует и.о. президента. Румыния демонстрирует собой пример государства, где политики в борьбе за власть преследуют сугубо корпоративные интересы, не считаясь с благополучием граждан даже в момент экономического кризиса. Неумение идти на компромисс дискредитирует румынскую элиту как в глазах своих земляков, так и заграницы. Гражданское общество там только-только зарождается, и наилучшим выходом из тупика могли бы стать досрочные выборы как парламента, так и президента – при одновременной отставке всех основных фигурантов нынешнего противостояния.