https://www.funkybird.ru/policymaker

Сирия: без американцев вмешательство невозможно

Atlantico: В прошлую среду Франция возглавила Совет безопасности ООН. Может ли она так или иначе повлиять на ситуацию в Сирии?

Матье Гидер: Ситуация в Сирии останется прежней, несмотря на изменение статуса. В то же время в дипломатическом поле могут возникнуть новые акценты, а действия Франции набрать обороты. Кроме того, Франция может создать новые перспективы, которые сегодня еще неочевидны. Как вы помните, в начале конфликта Россия и Китай наложили вето. В рамках французского председательства мы начинаем движение к политике, при которой использование вето может стать невозможным.

Сегодня блок России, Китая, Ирана и Сирии представляет ситуацию как гражданскую войну. Хотя на самом деле это не так. Мне кажется, нам нужно называть вещи своими именами, то есть нападением на мирное население. Сейчас целью атаки стал второй по величине город страны Алеппо. Его покинули уже более 200 000 человек из более чем двух миллионов жителей. Армия развернула вокруг города более 170 танков и обстреливает его с самолетов (Миг-21) и вертолетов. Причем эти удары не точечные, а беспорядочные. Таким образом, мы видим уничтожение мирного населения с использованием тяжелого вооружения. Жители Алеппо оказались втянутыми в конфликт между армией и мятежниками. Они отрезаны от всего, у них нет ни воды, ни электричества. Все это напоминает то, что раньше творилось в Хомсе и Хаме.

У нас есть долг по защите мирного населения. Я полагаю, что Франция будет действовать в этом направлении для составления резолюции. Кроме того, еще одна важная задача, как мне кажется, это охарактеризовать ситуацию как то, чем она является на самом деле, то есть не войной с терроризмом, как утверждает сирийский режим, и не гражданской войной, а попросту убийством режимом мирных жителей с использованием тяжелого вооружения.

— До настоящего времени Россия и Китай выступали против любого вмешательства. Могут ли они изменить свое мнение? И есть ли альтернативы в случае отказа?

— Мне кажется, что Китай и Россия не изменят свою позицию, пусть даже обе страны уже начали терять веру в нее. Когда Пекин и Москва выиграли время для Башара Асада, они полагали, что режим сможет загасить очаги мятежа. Однако 15 месяцев спустя очевидно, что это не так.

Сейчас режим своими действиями окончательно дискредитировал себя. Башар Асад не может вернуться назад, и ему будет непросто управлять страной после пролитой по его приказу крови. Режим совершил военные преступления. То есть, Башар Асад не может держаться вечно, он обречен, потому что сирийский народ его не примет. Китай и Россия, как мне кажется, могут пожертвовать кланом Асада, потому что он не представляет собой жизнеспособной альтернативы в долгосрочной перспективе, в том числе и для их интересов. Таким образом, существует возможное поле для маневра в выборе преемника Башара Асада. В этом вопросе нужно будет достичь компромисса между разными членами Совета безопасности.

— Николя Саркози настоял на акивных действиях для урегулирования ливийского кризиса. Бернар-Анри Леви упрекнул Франсуа Олланда в том, что тот не проявляет достаточной решимости в сирийском вопросе. Что вы можете сказать о действиях нынешнего президента?

— У новый президент. Франсуа Олланд не похож на предшественника как по характеру, так и по подходу к проблемам. Николя Саркози был более активным и решительным, тогда как Олланд больше ищет компромиссы и пытается достичь приемлемого для наибольшего числа партнеров решения. В то же время позиция министров Жюппе и Фабиуса практически не изменилась, осталась прежней. Изменились методы. Президент Саркози действовал вне Совета безопасности вместе с наиболее заинтересованными партнерами. Президенту Олланду такой метод не подходит.

— Как вам кажется, станет ли Сирия новой Ливией в том, что касается военного вмешательства?

— Нет, мне кажется, что ливийский сценарий не повторится, не в последнюю очередь из-за отсутствия американцев. Несмотря на решение Барака Обамы дистанцироваться от этого вопроса, вмешательство в Ливии стало возможным, так как американцы оказали логистическую поддержку, воздушное прикрытие и обмен разведданными. Именно американцы сделали возможной операцию в Ливии.

Что касается Сирии, сейчас в Америке близятся выборы. Позиции двух кандидатов, Барака Обамы и Митта Ромни, совершенно различны. Обама сосредоточен на выборах, сейчас для него очень важно не оступиться. Ромни скорее поддерживает вмешательство и неустанно критикует бездействие Обамы в этом вопросе. Если Митт Ромни не одержит победу (результаты будут известны 20 ноября), рассчитывать на американскую помощь не приходится. А без поддержки американцев провести в Сирии вмешательство на «ливийский» манер попросту невозможно.