https://www.funkybird.ru/policymaker

«Русский вопрос» в кремлевском исполнении

Москва борется за права своих соотечественников в Латвии только на словах.

Русская община Латвии решила поступить по примеру Совета еврейских общин и поставить вопрос о реституции довоенной собственности. Аргументируя это предложение, член правления РоЛ Игорь Ватолин говорит: «Если одна община что-то себе вернет, то и другие общины, включая латышские, смогут пойти по этому пути». И замечает, чтобы не было кривотолков: «Возмещение каких-то исторических обид не должно вызывать новых обид здесь и сейчас. Необходимо учитывать все факторы — и историческую несправедливость, и недопустимость повторения недостатков денационализации, последствия которых мы до сих пор ощущаем».

Реакция на предложение Русской общины последовала сразу. Премьер-министр республики Валдис Домбровскис выразил недовольство, заявив: «Чем шире мы смотрим на вопрос, тем финансово сложнее он становится».

Впрочем, озабоченность премьера вполне предсказуема.

— Вы даже не представляете, какие существуют в воображении латвийской элиты жуткие представления о тяжких последствиях признания прав собственности Русской общины. Я вообще думаю, что латвийская госбезопасность внесёт это намерение в список угроз государству, — говорит известный прибалтийский политолог Юрий Долинский.

«СП»: — Почему? Из-за больших денег?

— Это тоже, но деньги не главное. Даже представитель Русской общины говорит, что знания о довоенной собственности русских очень поверхностны и неизвестно, сколько русских организаций в Латвии сохранилось к моменту начала войны, хотя и считает – их были десятки. О той русской недвижимости известно мало. Ну, например, что здание, которое сейчас занимает Рижский русский театр, было построено в 1883 году и принадлежало Русской ремесленной артели акционерного общества «Улей».

«СП»: — Если конкретнее – чего боится латвийская элита?

— Она не скажет, но скажем мы. Пойди латвийская национальная элита навстречу намерению Русской общины, придётся признать, что русское население республики – это далеко не только приезжие, но и коренные жители. До войны в республике проживало около 9% русских. По мнению историков, русские на этих территориях живут как минимум с XII века. Первое упоминание о русских Риги относится к 1209 году. С середины XVII века на территорию современной Латвии пришли русские старообрядцы. То есть разрушится концепция об оккупантах, а это значит, что у русских те же права, что и у других нацменьшинств Латвии. У них и без этого исторического экскурса должны быть такие же права, но честная история усилит позиции. В том числе и в борьбе за право использовать родной язык в местах компактного проживания, что и записано в конвенции и что больше всего раздражает латвийских политиков.

«СП»: — В соседней Литве ведь тоже власть сопротивлялась, но всё же решила создать фонд в 37 миллионов евро для компенсации собственности евреев.

— Сопротивлялась потому, что и деньги немалые, и не хотелось признавать преступления пособников нацистов. Но давление оказывали США и Израиль. На прибалтийских гитлеровских коллаборационистах — тяжкая вина за Холокост. Пособники нацистов убивали всех, и русских в том числе, но евреев – поголовно. В Литве, Латвии, Эстонии было ликвидировано почти всё еврейское население, спаслись в основном те, кто бежал в СССР, либо был туда вывезен перед войной в период сталинских депортаций.

В конце концов, под давлением Литва признала тяжкую вину своих соотечественников, но очевидный вопрос о компенсации еврейской собственности решался трудно — 15 лет. А сейчас и на Латвию оказывается серьёзное давление. Месяц с лишним назад в Ригу заехала госсекретарь США Хиллари Клинтон и во время встречи с министром иностранных дел Эдгаром Ринкевичем призвала Латвию побыстрее решить вопрос реституции собственности еврейской общины. А учитывая то, что Латвия очень дорожит дружбой с США (министр назвал эти отношения «выдающимися и успешными»), можно предположить, что затягивать ответ на просьбу Клинтон не станут…

«СП»: — Ну и из России должно прозвучать такое же веское слово…

— Опыт говорит, что к нему не прислушаются и даже выступят с обличениями – мол, Кремль лезет в дела суверенного государства.

«СП»: — Странно. Ведь экономика Латвии зависит от России

— А может быть, как раз поэтому. Что бы ни происходило в Латвии в отношениях с русскими, сотрудничество в экономике развивается, а значит, бизнес, в том числе и связанный с государством, не ставит вопрос о судьбах соотечественников либо делает это как-то не так. А что такое политика не подкреплённая экономикой? Это всё равно, что армия без солдат и танков.

И по экспорту и по импорту Россия в экономике Латвии на третьем месте, США тут и близко нет. Но при этом как-нибудь повлияла на официальную Ригу грозная риторика Москвы в защиту русского населения Латвии? Нет. Осталось массовое безгражданство для русских Латвии? Осталось. Неграждане как были лишены многих прав — избирать, избираться, покупать землю, работать на госслужбе – так и сейчас лишены. Унижают в Латвии советских ветеранов войны? Унижают. Прославляют СС? Прославляют. Прекратила языковая инспекция преследовать русских учителей за неидеальное знание госязыка? Нет, не прекратила. Даже уборшица в русской школе должна сдать экзамен на знание латышского. Я уж не говорю о таком абсурдном требовании в тех регионах Латвии, где русских около 90%. Так зачем в конце 2010 года тогдашнего президента Валдиса Затлерса зазвали в Москву? Ему устроили радушный приём. Ходили слухи, что этот визит пролоббировал большой латвийский бизнес, связанный с российским. Ну, хорошо, если бы местные и российские олигархи продвинули вместе со своими интересами и интересы соотечественников. Но нет. Затлерс только радовался и говорил, что в Латвии у русских нет проблем. И ничего не изменилось.

Мне вообще кажется, что после распада СССР вся эта риторика российских политиков, обличающая латвийских националистов, используется для решения внутриполитических российских проблем. Кто патриотичнее – тот и победит. Правда, всё, что говорят российские «государственники», защищая соотечественников, — верно, но это лишь слова. А где дела?

«СП»: — А не связаны ли проблемы русских Латвии с позицией Кремля начала 90-х?

— Ещё бы! Конечно, связаны! В августе 1991 года Борис Ельцин подписал Акт о признании Россией государственной независимости Латвии. Документ был подписан в условиях крайней спешки, без профессиональной подготовки, в нём ничего не говорилось о гарантиях соблюдения прав национальных меньшинств. Только вот что изменилось с тех пор в их положении? По-моему, ничего.