https://www.funkybird.ru/policymaker

«За нашу и вашу свободу вероисповедания»

Государственный департамент Соединенных Штатов недавно выпустил ежегодный доклад, так называемый МДРС (Международный доклад о состоянии религиозных свобод, International Religious Freedom Report). Такой доклад ежегодно формируется и составляется аналитиками Госдепа, чтобы дать представление об уровне соблюдения 18-й статьи Всеобщей Декларации прав человека, которая декларирует свободу вероисповедания. Она обращает внимание на одну из самых верных шкал замера свободы вообще — религиозную.

В докладе России посвящен отдельный раздел. Эксперты отмечают, что российская конституция гарантирует свободу вероисповедания, но законы и подзаконные акты ее наоборот ограничивают (constitution provides for religious freedom, but other laws and policiesrestrict religious freedom). В России, по мнению экспертов Госдепа, в основном ущемляются права мусульман и небольших религиозных групп, таких как последователи турецкого исламского богослова Саида Нурси, «Свидетелей Иеговы», Церкви саентологии и других им подобных. Отмечено, что «представители религиозных меньшинств испытывают сложности с регистрацией своих организаций, их деятельность ограничивают, а активистов нередко арестовывают» (reports of abuses of religious freedom, includingdetentions). Далее говорится о селективном применении законных ограничений в отношении религиозной свободы (the governmentselectively enforced existing legal restrictions on religious freedom).

Речь заходит и о манипулятивной практике применять ярлык «экстремистская» в отношении некоторых религиозных групп и их литературы. Эксперты понимают, что религиозные свободы связаны по своей природе одновременно с ограничениями на некоторые виды практик. Границы приемлемости могут варьировать: так римский сенат особым указом 180 г. до н. э. запретил вакханалии, а во вполне либеральной Голландии меннонитам и амишам жилось не то, чтобы очень хорошо, почему они и бежали за океан. Однако в докладе говорится и о том, что юридические чиновники и отдельные сотрудники ФСБ (individuals within the FSB andother law enforcement agencies) «зажимают» (harassed) некоторые религиозные группы, проводят обыски и используют налоговые иски и договоры об аренде как средство давления. Нам понятно, что здесь есть и возможный коррупционный подтекст, но в докладе он прямо не прописан. В целом, отмечают в докладе, в России дело с религиозной свободой обстоит непросто: она ограничена для мусульман и членов небольших религиозных групп.

В то самое время, как авторы доклада отмечают притеснения в России последователей Саида Нурси, другой американец, глава христианской благотворительной организации «Open Doors» Карл Меллер (Carl Moeller), выступил с обвинением другого рода. Он обратил горькие упреки христианам в США за отсутствие солидарности с христианами на Ближнем Востоке, количество которых сокращается и жизни которых находятся под угрозой.

Сперва кажется, что это просто разговор о разных вещах: Госдеп говорит о религиозной свободе, исходя из политической логики, а Меллер — о политике, исходя из логики христианской. Понятно, что русскому человеку «простая христианская» логика ближе и понятней. Конечно, и христиане на Востоке тоже примерно так думают и порой упрекают Запад, который их «предал и забыл». Но, если посмотреть на это дело пристальнее, окажется, что в позиции американского общества, выраженного двумя его институтами, церковью и правительством, есть признак внутреннего противоречия, т. е. трансформации. Основания Америки — в религиозных свободах, которые искали беженцы из Европы, требование свободы было радикальным в борьбе за национальные религии. Достаточно вспомнить, что президент Соединенных Штатов приносит присягу на Библии, а священники любых церквей имеют преимущественное право на убежище по конституции США. И вот Меллер справедливо указывает на то, что политическая поддержка радикального исламизма, «братьев-мусульман» в Египте и сирийской оппозиции указывает на постепенное размывание, а то и на смену ценностей. Христианский активист возмутился не тем, что происходит на Ближнем Востоке. Он возмутился тем, что происходит и отчасти уже произошло в Америке. Под влиянием требований политкорректности или растущего «черного ислама» ценности, сформированные отцами-основателями Соединенных Штатов и восходящие к христианской Европе, вымываются и уступают место другим. Выходит, по Меллеру, что Америка отчасти идет против своих же оснований. Политическая прагматика, которая заставляет поддерживать сторонников Нурси в России и Мурси в Египте, есть не традиционный, а новый, тренд американской политики. В рамках этого тренда начинается малозаметная пока перепалка построенная на подозрениях в неверности национальным основаниям.

Действительное устройство конфессионального разнообразия, в котором важная часть гарантий стабильности лежала в России, как историческом центре восточного православия серьезно травмировано сейчас во всем мире. Эта эрозия и трансформация — не русская специфика, она связана с диффузией интересов и смещением ценностной картины мира в том числе и в самих США. На секунду представим себе, что будет, если американские ортодоксы перестанут поддерживать израильское государство? Поэтому, историческая роль России — защищать христиан на Востоке и быть гарантом их сохранения.

И еще: из доклада прямо следует насущная необходимость всем нам понять собственные основания. Например, в том же докладе Госдеп удивляется, почему РПЦ «слилась с государственным аппаратом» и пользуется преференциями. Удивляется правильно, но только в смысле современной конструкции. Если же думать в логике истории, то ясно будет, зачем и почему церковь при Юстиниане Великом или Иване Грозном была тесно сращена с царством и жестко гнала инакомыслие, а при романовской династии все это начало становиться анахронизмом. Ну а сейчас такая прямая связка «церковь-государство» и ограничение государством религиозных свобод уже просто не соответствуют ни современным представлениям людей о «должном», ни стратегической задаче принципиально нового выстраивания церковно-государственных отношений. Было бы такое соответствие — и Госдеп бы не удивлялся, и мы бы жили в другом государстве.

Из скрытой перепалки между авторами доклада о России и христианскими активистами явствует, наконец, еще одна важная вещь: религиозные свободы и право на конфессиональное самоопределение суть основания эмансипации и свобод человека. Но природа этих свобод по-разному коренится в разных культурах, поэтому устроить единый общий стандарт едва ли возможно. Именно об этом говорят оба американских текста