https://www.funkybird.ru/policymaker

Источники информационной войны с Россией

На протяжении последних лет отношения России и Швеции остаются напряженными и сложными. Политики из Стокгольма часто переходят грани, отличающие взаимодействие уважающих друг друга партнеров от вмешательства во внутренние дела другого государства.

В начале года достоянием гласности стала утечка WikiLeaks. Из неё следовало, что в апреле 2008 года Швеция пыталась вбить клин между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Дело было на встрече представителей США с государствами группы e-PINE (Enhanced Partnership in Northern Europe — Усиленное партнерство в Северной Европе). В ней участвовали представители Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Американцы пытались сколотить антироссийский фронт, но шведы поехали даже впереди «заокеанского паровоза».

Если верить WikiLeaks, шведский дипломат Бьерн Лирвалл хотел, чтобы «Медведев укрепил свои позиции в сравнении с Путиным». И тогда Россия станет «более современной и цивилизованной». «Прежние методы сотрудничества больше не будут работать», — предостерёг шведский дипломат. Однако представители соседней Норвегии не захотели заниматься «разводками». Попыталась ли Швеция сделать что-то в одиночку — остаётся только гадать. Но если смотреть на её дальнейшие действия на российском направлении, исключать этого нельзя.

Минувшей осенью отличилась Стокгольмский международный институт исследования проблем мира. В его недрах появился на свет доклад о сотрудничестве России и Китая. Выпущен он был в самый канун визита Владимира Путина в Китай и на фоне атак на «Газпром» со стороны Евросоюза и Турции. По мнению шведов, Россия и Китай не смогут сотрудничать в энергетической области, потому что китайцы стремительно превращаются в наших конкурентов. Но как же, в таком случае, быть с сотрудничеством США и Китая, имеющим самый большой в мире товарооборот? Неужели геополитические противоречия являются помехой для экономического сотрудничества?

А в канун парламентских выборов в России случился громкий скандал. По НТВ был показан фильм, где прямо говорилось о весьма специфической (если не сказать — подрывной) деятельности посольства Швеции в Москве. В качестве главного куратора этой работы фигурировало имя советника по культуре посольства Швеции Бенгта-Ингемара Эрикссона, окончившего в своё время школу военных переводчиков при разведцентре Минобороны Швеции. Эффект от возможных действий шведов усиливает то обстоятельства, что именно их посол традиционно является дуайеном иностранных дипломатов в Москве.

В фильме цитировались два документа. Один из них был взят с сайта CiviLeaks.com. В пункте пятом говорилось: «Самым главным риском является то, что действия Швеции и посольства можно расценить как слишком активные и обвинить их во вмешательстве во внутренние дела России». Далее приводились случаи, когда в шведское посольство приглашали деятелей интернет-общественности. Возможно, их никто и не вербовал. Но трудно себе представить подобные действия, со стороны, скажем, посольств Вьетнама или Аргентины.

«Несколько месяцев назад в российское посольство в Швеции попал весьма любопытный документ — план проекта по работе с молодежью в России. Приславший его человек написал в сопроводительном письме: «…Я гражданин нейтрального государства, и мне тяжело сознавать, что моя страна, будучи для многих народов образцом невмешательства во внутренние дела других государств, нарушает свои собственные принципы», — цитировал канал НТВ. Другой документ.

Могут быть разные мнения о том, насколько объективны оценки, озвученные в фильме. Однако телевизионный сюжет прокомментировал лично премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт. «Это было частью предвыборной кампании, когда в конце ее пытались поставить под сомнение работу иностранных представительств, что указывает на растущую нервозность в ожидании результатов выборов. Это, я считаю, также необходимо учитывать, когда мы будем рассматривать отчеты иностранных наблюдателей на выборах», — сказал он. Прямой намек на непризнание итогов российских выборов, не правда ли?

Возможно, краски в фильме и сгущены. Однако почва для его появления была удобрена основательно. После прихода к власти в 2006 году правоцентристского правительства во главе с Рейнфельдтом российско-шведские отношения последовательно ухудшались.
При этом у русофобской линии Стокгольма есть конкретное имя: глава МИДа, бывший премьер-министр Карл Бильдт. Он определяет внешнюю политику в куда большей степени, чем относительно молодой премьер Рейнфельдт.

В 1991-1994 годах Бильдт возглавлял шведское правительство. Он стремился форсировать признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии с последующим освоением их рынков шведскими компаниями. Есть версия, что именно он предложил латышам и эстонцам ввести паспорта «неграждан» для становления «подлинно национального» государства. Так ли это было — вопрос. Но то, что сегодня Швеция стоит в первых рядах тех, кто выступает за пересмотр итогов Второй мировой войны — это факт.

Минувшим летом на встрече с главами прибалтийских стран шведские власти извинились (!) за то, что в 1946 году выдали СССР группу бежавших к ним прибалтийских нацистов. «Швеция на протяжении многих десятилетий не признавала страдания стран Балтии. Я держу в руках использовавшийся в Швеции в 1980-х годах учебник. В нем даже не упоминается судьба Эстонии, Латвии и Литвы после Второй мировой войны. У Швеции перед народами Эстонии, Латвии и Литвы — долг чести. Мы должны перед самими собой — и перед народами стран Балтии — помнить прошлое, но вместе строить единое будущее», — подчеркнул тогда Рейнфельдт.

Вернёмся к Бильдту. Уйдя с поста премьера, он стал спецпредставителем ЕС по бывшей Югославии и верховным представителем ООН в Боснии-Герцеговине. Во многом с его подачи шли бомбардировки боснийских и хорватских сербов, он считается соавтором Дейтонских соглашений. Впоследствии Бильдт поддержал бомбардировки Югославии 1999 года, одним из первых признал «независимость» Косово. Едва Рейнфельдт и Бильдт пришли к власти, у России начались трудности с прокладкой труб «Северного потока» по дну Балтийского моря. В Стокгольме говорили то о минах времён Второй мировой, то о затопленных кораблях 300-летней давности, то о «шпионских станциях» на газопроводе. Лишь в конце 2009 года, и уже без участия Бильдта, вопрос был урегулирован.

Особая статья — отношение Швеции к войне в Южной Осетии. «Мы находимся перед угрозой открытого конфликта. Россия должна понять, что постепенная аннексия (Грузии. — Ред.) создаст угрозу войны, что в свою очередь создаст угрозу ей же. В сложившейся обстановке очень важно, чтобы сигналы от Запада к Москве были однозначными… Я хотел бы сказать, что Европа на стороне Грузии», — написал Бильдт в своем блоге за пару недель до начала конфликта. На чьей стороне была тогда Швеция — говорить излишне. По мнению Бильдта, Грузия «проводила операцию на своей территории», а действия России были «агрессией».

Едва война кончилась, в стокгольмских властных кабинетах началась форменная паника. Рейнфельдт объявил о сворачивании сотрудничества с Россией. Военная доктрина Швеции была пересмотрена с учётом событий на Кавказе, военные расходы были увеличены, сотрудничество с НАТО стало более тесным. По линии ЕС Бильдт вместе с Великобританией, Польшей и странами Прибалтики попытался пробить введение против России экономических санкций, но не вышло.

Действия Швеции, направленные на поддержку чеченских боевиков, хорошо описаны в недавнем докладе МИД России, посвящённом состоянию прав и свобод на Западе. В качестве примера — политически мотивированный отказ шведов от экстрадиции в Россию лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений (М. Успаева, А. Адаева). Примечательно, что «антитеррористическая» направленность упомянутого закона никак не препятствует продолжению работы на сервере шведского Интернет-провайдера сайта чеченских боевиков «Кавказ-Центр». Без комментариев.

Сегодня Швеция представляет собой государство, проводящее откровенно недружественную политику в отношении России. При этом речь идёт о достаточно влиятельной европейской стране, занимающей седьмое место в мире по экспорту оружия и входящей в 20-ку крупнейших экономик мира. И картина не изменится до тех пор, пока премьер-министра зовут Фредрик Рейнфельдт, а главу МИДа — Карл Бильдт.