https://www.funkybird.ru/policymaker

Иран: практикум по обмену «доброй воли» на кучу дерьма

Нынешнее «сирийское» упрямство России очень не нравится «продвинутой» интеллигентной публике, которая рассуждает примерно так: «Ну, чего это вдруг за Асада вступились? Ведь сотрудничали же раньше с Западом, хотя бы по Ирану — и ничего…»

Так вот, очень даже «чего» оказалось это сотрудничество для нашей страны.В 2007 году (при президенте Путине) Россия и Иран заключили сделку по продаже исламской республике зенитно-ракетных комплексов С-300 на сумму 800 миллионов долларов. Тегеран даже уплатил задаток, 167 миллионов, но тут накатила очередная волна сериала под названием «иранская ядерная угроза». В результате, в 2010 году (при президенте Медведеве) Россия, к радости всех «продвинутых», поддержала в Совбезе ООН «резолюцию 1929» о санкциях против Ирана и отказалась от сделки, вернув задаток.

Однако в 2012 году (при президенте Путине) Иран обратился в самый справедливый в мире Женевский арбитраж, требуя выплатить сверх того ещё 900 миллионов. Это потому, что готовясь к получению С-300, понёс серьезные издержки. Нагловато, конечно, со стороны покупателя, но бизнес есть бизнес.

И это ещё не самое интересное. «Резолюция 1929», предусматривающая запрет на поставки Ирану наступательных (!) вооружений, составлена так, что и не сразу понятно, подпадают ли под неё С-300 или нет. То ли юрист Медведев сам пришёл к умозаключению, что средства ПВО есть вооружения наступательные, то ли просто хотел США свою добрую волю показать — Бог весть… Сейчас речь о том, каковы у России шансы в продолжающейся тяжбе.И вот тут самое-самое: Женевский арбитраж прислал России уведомление об иске на четыре (!!!) миллиарда долларов.

От такой щедрости даже сами иранцы обалдели. А посол Ирана в России Сайед Махмуд Реза Саджади в интервью «Известиям» счёл нужным от такого «подарка судьбы» откреститься:

— Это говорит о том, что западным партнерам доверять не приходится. С одной стороны, они оказывают давление на Россию, чтобы она не поставляла оборонительное оружие в Иран. С другой стороны, без ведома иранской стороны и вопреки желанию иранской стороны суд прибавил еще три миллиарда в качестве наказания России…

Суд, по собственной инициативе меняющий условия иска — это уже сильно. Но ещё сильнее «тонкий» намек на то, что решение уже принято и никаких шансов у России в арбитражном суде нет. По сути, нашей стране предложили выбор: или в дальнейшем во всём слушаться Запада, или готовить бабки… Правда, при таком обороте событий автоматически накрываются медным тазом все прочие контракты с Ираном (тоже на многие миллиарды). Так что выбирать можно только между убытками очень большими и просто огромными. И ведь что характерно — все опыты сотрудничества с Западом за последние четверть века именно так и кончаются.

Да, пора завязывать с таким сотрудничеством. Благо, что повод теперь есть: суд нас сильно напугал, вот мы и вняли предложению отозвать иск в обмен на возобновление сделки, пусть иранцы получат свои (наши) ракеты, пусть подавятся ими… Вот только торопиться надо. Антииранские санкции, поддержанные Россией, уже дают эффект. В Тегеране очереди за хлебом, потенциальный президент США Митт Ромни рвётся в бой, в Вашингтоне рисуют карты «большого Ближнего Востока», а конгрессмены пишут госсекретарю письма о том, как бы было хорошо присовокупить к Азербайджану некоторое число иранских провинций…