https://www.funkybird.ru/policymaker

В ПАРНАСе наметился раскол

Большинство приняли решение не участвовать в праймериз оппозиции, меньшевики не подчинились этому решению.

Бюро РПР-ПАРНАС приняло решение не участвовать в выборах в координационный совет оппозиции, которые запланированы на 7 октября. Побороться за место в этом совете предложено представителям всех «болотных» сил. Члены бюро Борис Немцов и Илья Яшин заявили, что не подчинятся партийному решению и поучаствуют в парймериз оппозиции. Так в только что зарегистрированной партии объединенной демократической оппозиции наметился первый раскол. «МК» выяснил, с чем связано решение бюро, выслушал мнение большевиков и меньшевиков.

Сопредседатели РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков и Михаил Касьянов не нашли возможности изложить свою позицию, и за партийное большинство отдувался член бюро Александр Берестнев:

— Я внятно не могу ничего сказать потому что только прилетел. Голосовал заочно, проголосовал как большинство.

— Почему ?

— Я не буду сейчас давать комментариев.

— Вы, не имея своей позиции проголосовали, как большинство?

— Нет, я имею свою позицию. Не надо извращать мои слова.

— Но объяснить позицию бюро вы не хотите?

— Все изложено в тексте решения, что не понятно?

— Мне ничего не понятно.

— Мы — не протест ради протеста. Мы — настоящая партия, которая намерена участвовать в октябрьских региональных выборах. Мы к ним готовимся, нас запрещают, начинают снимать списки. Но мы все равно собираемся идти законным путем.

— То есть вы не хотите отвлекаться на параллельные выборы? Или хотите дистанцироваться от уличной оппозиции?

— Лично я не вижу смысла в праймериз. Нам предоставлена возможность поучаствовать в настоящих выборах. Мы получили возможность доносить нашу позицию до наших избирателей, до жителей через избирательную кампанию. И мы активно этим занимаемся. А все остальные голосования ни к чему не приводят. Ну постоянно создаются какие-то комитеты, какой от них толк? А мы реальным делом занимаемся.

Бюро не принимало решения дистанцироваться от остальной оппозиции. Мы будем идти вместе. Оппозиция должна искать точки соприкосновения.

— Так чем вам помешает факт, что представитель ПАРНАС войдет в координационный совет оппозиции? Что в этом плохого?

— Так Немцов, наверно, в него и войдет, с Яшиным. Они же не согласны с нашим решением и будет участвовать в праймериз. Мы им не запрещаем. Пожалуйста, пусть делают. Я считаю, эта деятельность даже полезна.

— То есть ПАРНАС сел сразу на 2 стула: с одной стороны он формально не участвует в праймериз. С другой — своих представителей в оппозиционный орган все-таки делегирует.

— Да, бюро приняло такое решение. Голосование не было единогласным. Представители «Солидарности» высказали иную точку зрения. Вот они и будут представлять эту иную точку зрения в координационном совете оппозиции. А у нас принципиально другая цель — хорошо выступить на региональных выборах.

— У вас есть шансы пробиться в региональные парламенты, и в каких регионах?

— Думаю, что есть, но пока не хотел бы обсуждать этот вопрос. Мы его изучаем.

От лица меньшевиков на вопросы «МК» ответил Илья Яшин.

— Как вы думаете, почему бюро приняло решение не участвовать в выборах в координационный совет оппозиции?

— Не знаю. Я буду участвовать в этих праймериз. Координационному органу, который организует оппозиционные демонстрации начиная с декабря, не хватает легитимности. Мы часто слышали вопрос: кто вас выбирал или назначал? Праймериз дадут внятный ответ на этот вопрос. Я думаю, зарегистрируются 80 — 100 тысяч избирателей и несколько сотен кандидатов в координационный совет. Победители получат легитимность в глазах людей, сочувствующих протестному движению.

— Вы пошли вразрез с решением бюро. У вас не будет из-за этого проблем в партии?

— У нас демократическая партия. Мнение меньшинства уважается и никто не может никому ничего запретить. Решение бюро на практике означает то, что Рыжков и Касьянов в этих праймериз участвовать не будут. К моему большому сожалению. Я надеялся убедить их, что их присутствие в координационном совете было бы полезным.

— Может быть, они побоялись проиграть на праймериз? Это стало бы ударом по имиджу?

— Это у них нужно спросить, побоялись или нет. Какой может быть удар по имиджу? Это же выборы! У нас почему-то в России есть традиция драматизировать поражения. А в этом нет ничего страшного. Сегодня проиграл — завтра выиграешь. Я лично собираюсь участвовать, Борис Немцов тоже. Надеюсь, что нас выберут, дадут некий кредит доверия.

— Как будет проходить праймериз?

— Система довольно сложная. 30 человек избирается по общему списку, и еще по 5 человек от трех идеологических платформ: от либералов, социалистов и националистов. Желающий стать кандидатом в совет делает взнос — 10 тысяч рублей. Из этих денег формируется бюджет праймериз, за счет которого все будет организовано.