https://www.funkybird.ru/policymaker

Социология сирийского конфликта

Несмотря на то, что драматическая тема событий в Сирии не сходит с экранов телевидения и страниц СМИ, она вызывает интерес лишь у небольшой части граждан России. По данным ВЦИОМ, внимательно следят за этими событиями 8% россиян, время от времени интересуются ими 37% опрошенных. О том, что это им «вообще не интересно» заявили 52% респондентов.

Это когда-то граждан нашей страны больше волновало происходящее в Гондурасе, чем цены в соседнем магазине. Цены не менялись, а события в Гондурасе (Чили, Боливии и т.д.) рассматривались, как реальная жизнь и реальные успехи собственной системы. Сегодня куда большее число людей обеспокоено именно ростом цен и коммунальных платежей – по данным ВЦИОМ, 50 % и 53 % соответственно. Цены-то растут, а где находится Сирия, давно уже знают далеко не все.

Но сказывается и другое: граждане не видят смысла интересоваться войнами, которые ведет США. Просто, чтобы не расстраиваться – поскольку не верят, что Россия сможет им помешать и кого-то защитить. Основания думать именно так есть, поскольку лишь 19 % говорят, что в Сирии имеет место «народное восстание против режима».

Но большинство считает, что «это провокация других стран ради усиления влияния в регионе, ослабления Сирии». Причем, если среди всех граждан таких 46 %, то среди интересующихся происходящим – 63 %. Кстати, интересующихся происходящим в Сирии в России сегодня в несколько раз больше, чем озабоченных темой демократии и прав человека, которая волнует лишь 14 % граждан.

Сопоставимую картину о событиях в Сирии дают и данные Левада-центра, хотя он попытался несколько дифференцировать заданные вопросы и изменить подсказываемые акценты. Но и здесь сирийские боевики имеют минимальную поддержку: только 7 % согласны с тем, что «режим Башара Асада проводит кровавую расправу с теми, кто выступает против него», а 36 % считают, что в стране идет гражданская война. Причем, еще 29 % опрошенных утверждают, что «террористы, подстрекаемые Западом, ведут кровопролитную борьбу с законным правительством страны».

Хотя второй и третий ответ социологами были разделены, на самом деле они суммируются. Просто потому, что, как правило, любая гражданская война оказывается не просто военным столкновением двух сторон в данной стране, но протекает при поддержке тех или иных иностранных государств. И то, что сегодня происходит в Сирии, давно бы закончилось победой национальной армии, если бы внешние силы не поддерживали мятежников и в кадровом, и в военно-техническом, и в моральном отношении.

Это хорошо понимают те, кто отвечал на вопросы социологов. Потому что, хотя в победу правительства Асада верят лишь 8 % российских граждан, в реальность победы его противников верят всего 3 %. И таких в течение года становится все меньше. Зато относительное большинство полагает, что все закончится вмешательством НАТО, и 25 % считает, что Сирию ждет продолжительная гражданская война. Сторонников обеих точек зрения становится все больше.

Одновременно 29 % граждан нашей страны полагает, что сегодня Россия должна оказать помощь Сирии, как своему естественному историческому союзнику. И только 14 % верят в западную версию нарушения властями Сирии прав человека и хотели бы поддержать санкции США и НАТО против национального правительства страны. За повторение внешнего вмешательства, аналогичного тому, которое имело место в Ливии, с определенностью выступает 3 % опрошенных.

Интересно и то, что совпадают – по 14 % – доли тех, кто озабочен темой нарушения прав человека в России, и верит в нарушение прав человека в Ливии. То есть создается впечатление, что это одни и те же люди.

При этом 28 % респондентов предлагают России просто не вмешиваться в сирийский конфликт и постараться извлечь выгоду из происходящего противостояния, а остальные не берутся определить свою позицию.

Эти два последних показателя на самом деле говорят не столько о цинизме и безразличии наших граждан, сколько о неверии в силы своей страны. Люди не верят в то, что Россия сможет что-нибудь изменить. И это, пожалуй, самый печальный вывод.