https://www.funkybird.ru/policymaker

Стратегические интересы Анкары и реакция Багдада

Иракские власти резко раскритиковали визит министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в город Киркук на севере Ирака, говорится в заявлении, распространенном накануне на веб-сайте иракского МИД. При этом официальные лица Ирака заявили, что они не были проинформированы об этом визите и не давали на него своего согласия.

А в это время турецкая газета «Zaman Today» пролила свет на «несогласованный» визит турецкого министра, который провел ряд встреч в городе. В том городе, который, согласно турецкой газете, является также «домом для тюркского населения, этнических родственников этнического большинства Турции».

«Я рад, что впервые за 75 лет министр иностранных дел Турции посетил Киркук. Киркук будет вечным городом мира в Ираке, где живут наши тюркские, курдские и арабские братья», — написал Давутоглу на своей странице в «Twitter» в четверг.

Тем временем, турецкие дипломатические источники сообщили Анатолийскому информационному агентству, что визит Давутоглу был давно запланирован, но держался в секрете по соображениям безопасности. Отметим, что визит турецкого министра в Киркук последовал после его совместного заседания в Эрбиле с президентом регионального правительства Курдистана Масудом Барзани.

Чем вызвано стремление Анкары установить более тесные связи с региональным правительством Курдистана? Вот что пишет в издании National Interest директор вашингтонского центра турецких исследований Института Ближнего Востока Гонул Тол (Gonul Tol):

«Потепление отношений между Турцией и региональным правительством Курдистана восходит к 2008 году, но нынешний курс на стратегическое партнерство знаменует собой наступление новой эры в двусторонних отношениях, в которой сотрудничество не только желательно, но и необходимо, учитывая разворачивающиеся в регионе события. С точки зрения Турции, установление более тесных связей с региональным правительством Курдистана служит стратегическим интересам Турции в Сирии. Турция хотела бы использовать влияние Барзани на сирийских курдов, дабы оттеснить Партию демократического союза (ПДС), являющуюся филиалом РРК в Сирии, и обрести влияние на сирийских курдов в постасадовской Сирии. Правда, сирийские курды смотрят на это скептически. Высокопоставленные представители ПДС неоднократно критиковали взаимодействие Турции с сирийской оппозицией, обвиняя Турцию в попытке превратить Сирию в своего сателлита, не допустив курдов ни до каких ролей в стране…».

Однако вернемся к встрече турецкого министра с правительством Иракского Курдистана, в ходе которого, кстати, обсуждались политическая ситуация и «поиски в деле недопущения доминирования РРК и ее союзников в Сирии». Так, после окончания переговоров в Эрбиле было опубликовано совместное заявление, которое гласило, что «любые попытки использовать вакуум силы любыми группами или организации, применяющими насилие, будут считаться общей угрозой, которую следует решать совместно. Новая Сирия должна быть свободна от любых террористических и экстремистских групп и организаций».

Как видим, хотя рано говорить о падении «старой Сирии», Турция продолжает строить планы о «новой Сирии»…

Что же касается сетований Багдада, то маловероятно, что правительство Иракского Курдистана или Анкара прислушаются к ним. Ибо Турция в деле установления дружбы с курдами, в обход иракскому правительству, выделывала вещи и покруче. Так, недавно, Турция и региональное правительство Курдистана заключили соглашение о поставках в Турцию нефти и газа, несмотря на возражения Багдада. «Экспорт нефти из Курдистана в Турцию является незаконным и нелегитимным», — подчеркнул тогда в своем заявлении пресс-секретарь иракского правительства Али Даббаг. Но данное заявление так и повисло в воздухе… К чему приведет нарастающее напряжение между Ираком и Турцией – покажет время.