https://www.funkybird.ru/policymaker

Сирия и Ирак страдают от «сообщающегося терроризма»

В Багдаде и Дамаске вновь произошли теракты с интервалом в один день.

Теракт в Сирии, случившийся 6 января и унесший жизни не менее 25 человек, и серия иракских терактов накануне с более чем 70 жертвами, обнаруживают тревожную тенденцию. Лишь две недели назад в Багдаде и Дамаске прогремела другая серия взрывов — практически по той же схеме и с тем же интервалом в один день. Резкая активизация террористической деятельности способна существенно обострить кризисы власти в обеих странах.

Теракт 6 января произошел в дамасском районе Мидан. По последним данным сирийской полиции, террорист-смертник взорвал себя на перекрестке, рядом со светофором. Погибло не менее 25 человек, число раненых составило более 46.

А днем раньше произошла одна из самых страшных террористических атак в Ираке. Утром 5 января смертник взорвал себя в городе Эн-Насирия, убив 45 человек, большинство из которых были паломниками, направлявшимися в Кербелу на шиитский праздник Ашура. Позже днем в шиитских пригородах Багдада прогремели еще два взрыва, жертвами которых стали 27 человек. Багдадские бомбы были установлены на мотоцикле и в автомобиле, сообщила иракская полиция.

Ответственность за сирийский и иракский теракты никто не взял — как и за схожую серию взрывов, которые сотрясли Багдад и Дамаск 22 и 23 декабря прошлого года соответственно.

Серия взрывов в Багдаде прогремели утром 22 декабря в 11 районах города. Девять из них населены преимущественно шиитами. Как минимум один теракт совершил самоубийца, остальные были осуществлены с использованием прикрепленных к транспортным средствам бомб, начиненных взрывчаткой автомобилей и придорожных фугасов. В результате было убито 63 человек .

Днем 23 декабря в Дамаске проихошло два взрыва, унесшие жизни не менее 40 человек. По версии следствия, террористы-смертники подъехали на начиненных взрывчаткой автомобилях к комплексу зданий Главного управления государственной безопасности и привели заряды в действие.

Эти атаки стали первыми крупными терактами после начала политических кризисов в обеих упомянутых ближневосточных странах.

В Сирии с марта прошлого года режим президента Башара Асада жестко подавляет ширящиеся антиправительственные демонстрации. К сегодняшнему дню это противостояние, фактически, переросло в гражданскую войну. В Ираке после ухода американского контингента — то есть с декабря — разворачивается политический кризис между шиитскими и суннитскими политическими элитами страны. Глава шиитского блока, премьер-министр Нури аль-Малики выдал ордер на арест вице-президента и суннита Тарика аль-Хашеми, а также выступил с инициативой импичмента вице-премьера Салеха аль-Мутлака, который также является крупной фигурой суннитского политического крыла.

«Очевидно, мы наблюдаем обострение ситуации в Ираке и Сирии, — заявил эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — В обеих странах руководство ослаблено. В такие моменты активизируются религиозные конфликты, и эту ситуацию эффективно используют исламские экстремисты. Они призывают народные массы выходить бороться за ислам, и теракты — прекрасный предлог для начала религиозных столкновений между суннитами и шиитами».

Официальный Багдад и Дамаск обвиняют в организации терактов международную террористическую сеть «Аль-Каида», основывающую свою идеологию на радикальном суннизме. В последние несколько лет деятельность этой организации в Ираке и Сирии была на спаде.

Однако антиправительственные политические силы в обеих странах считают, что нынешние теракты в интересах властей. По мнению оппозиционеров Ирака, премьер страны аль-Малики хочет выставить суннитское политическое крыло спонсорами терроризма и под этим предлогом вытеснить его из правительства.

Полковник сирийской армии Аммар аль-Вави, перешедший в стан повстанцев и ставший одним из руководителей так называемой Свободной сирийской армии, в свою очередь, сообщил изданию The New York Times, что взрывы в Дамаске — дело рук лояльных президенту Асаду спецслужб. «Мы ожидаем новых терактов в ближайшие дни — заявил он. — Режиму необходимо вызвать хаос в стране». По мнению сирийских оппозиционеров, Асад хочет доказать иностранных наблюдателям, находящимся сегодня в Сирии, что ВС страны ведут огонь не по мирным демонстрантам, а по преступным группировкам, финансируемым из-за рубежа.

«Эти конспирологические теории в принципе недоказуемы. Особенно если говорить об Ираке — сейчас вообще непонятно, есть ли в стране какая-либо власть вообще», — считает Малашенко. По мнению эксперта, кризис власти превратил Ирак в арену борьбы множества религиозных и кланово-племенных группировок, и кто выйдет победителем из этой борьбы — пока неясно.

По словам Малашенко, в Сирии ситуация чуть лучше: здесь ситуацию до определенной степени контролирует шиитский проиранский клан алавитов. Однако теракты 23 декабря и 6 января говорят о том, что гражданская война в стране может перейти на новый уровень и приблизить ситуацию к иракской.

«Еще один опасный фактор — это общие границы между Сирией и Ираком. Произошедшие теракты заставляют предположить, что две страны стали подобием сообщающихся сосудов. Террористы свободно перемещаются через границы и становятся единой угрозой для обеих держав», — добавил эксперт.