https://www.funkybird.ru/policymaker

Оппозиция устроит честные выборы для себя

Скоро будет ясно, на каком основании некоторые лидеры оппозиции высказываются от имени всего протестного движения. Оргкомитет последних митингов собирается провести праймериз, где будут выбраны представители оппозиции, которые будут наделены правом организовывать митинги и высказываться от имени протестного движения.

Выборы планируют провести 7 октября, голосовать на них смогут все граждане России, которые зарегистрируются в качестве избирателей и тем самым, как говорится в соответствующем пресс-релизе, определят себя «как сторонников системных изменений в стране — от авторитарного режима к представительной демократии, с реальным разделением ветвей власти, ответственностью власти перед обществом и ее регулярным обновлением в результате честной конкуренции по прозрачным правилам».

Голосование, по замыслу организаторов праймериз, поможет выявить лидеров, могущих внятно изложить свою программу и привлечь определенное количество ее сторонников. Процедура поможет отработать механизм прозрачных выборов в масштабе всей страны, «а также восстановить культуру предвыборной агитации и выборов, во многом утраченную за последние 15 лет». Именно поэтому она называется «оппозиционные праймериз», поскольку является своего рода репетицией выборов в российский парламент, если оппозиция достигнет своих целей в масштабах страны.

Всего в координационный совет планируется избрать 45 человек, 30 из которых избираются по «общероссийскому округу», а остальные 15 — по «идеологическим округам»: левому, националистическому и либеральному, по 5 человек от каждой группы.

С начала сентября и до 5 октября будет проходить регистрация кандидатов, избиратели смогут регистрироваться с 15 сентября.

Председателем Центрального выборного комитета назначен депутат Городской думы Екатеринбурга Леонид Волков, сообщает «Коммерсантъ», членами комитета от «идеологических курий» стали издатель Александр Иванов от левых, правозащитница Елена Денежкина от националистов, либералы же пока не предложили своего кандидата. Членами комитета также стали представитель движения «Голос» Григорий Мельконьянц и движения «Гражданин наблюдатель» Юлия Дрогова. Еще двумя членами комитета станут эксперты в области информационных технологий.

Процедура голосования будет проходить одновременно в онлайне и в офлайне. Последнее будет организовано во время массовых публичных мероприятий на специальных избирательных участках, которые будут созданы в большинстве регионов страны.

«Создание органа, который легитимно представляет российское протестное движение, — это очень важная и правильная история. Выявить новых людей, обладающих потенциалом в публичной политике, найти новые идеи, уйти от споров на тему «кто все эти люди» при согласовании и подготовке очередных митингов, круглых столов или даже переговоров, просто попрактиковаться в нормальной политике — все это может расцениваться только положительно», — пишет в своем блоге Волков.

Мнения.ру выясняли, насколько полезным для протестного движения окажется решение легитимировать координационный совет.

Мнение высказывает Андрей Пионтковский, политолог

Легитимность этого совета зависит только от того, сколько избирателей захотят регистрироваться в этой процедуре. Если это будет сто тысяч человек, то определенным авторитетом будет этот орган обладать. Кроме того, это действительно некая предварительная обработка технологии свободных выборов и важная школа-лаборатория сотрудничества людей разных политических взглядов: националистов, левых, либералов.

Я уже сейчас слышу со стороны некоторых либералов упреки, дескать, как можно сидеть за одним столом с такими-то людьми, но люди не понимают, что это не политическое объединение, а, если хотите, модель российского парламента, в котором будут люди самых разных убеждений.

Меня в свое время исключили из партии «Яблоко» за то, что я был членом Национальной ассамблеи — это была одна из первых попыток проекта парламента. И мне говорил Явлинский: «Как вы можете с такими людьми заседать?», а я ему отвечал: «Григорий Алексеевич, но вы же сидели в российском парламенте с генералом Макашовым, и вас это не шокировало». На что он мне гордо ответил, что его тогда избрал народ, но я сказал, что тогда было время, когда народ мог делать волеизъявления на основе честных выборов, а сейчас время другое, и нужно формировать структуры, заменяющие российский парламент, каким-то другим способом.

Если опасения о том, что [координационный] совет уничтожит конкуренция, принимать всерьез, то на этом основании можно забраковать любые выборы, потому что все они неизбежно конкурентные. После падения «кровавого путинского режима» будут ведь честные выборы на прозрачной основе — как там без конкуренции? Не надо этого бояться. Соперничество — необходимый элемент демократических процедур, и если мы требуем демократичности от власти, то мы должны и сами показывать такой пример.

Мнение высказывает Владимир Тор, член политсовета организации «Русское общественное движение»

Тот факт, что я слышу об этой инициативе от вас, а не напрямую, демонстрирует, что она носит локальный характер и вряд ли удовлетворит представителей всего политического спектра.

Думаю, что публичные выборы сильно бы упрочили позиции политических активистов: тогда они опирались бы на волеизъявление людей, которые делегировали бы им соответствующие полномочия. Но, к сожалению, политический спектр сейчас раздроблен, и решение одной части очень мало влияет на другую его часть.

Если, допустим, сторонники Льва Пономарева примут какое-то решение, то оно будет очень мало значить, скажем, для представителей национального движения.

Думаю, что выборы могут и пройти, но есть опасность, что в этот совет войдут весьма локализированные группы, которые не будут иметь взаимопонимания между собой.

Мнение высказывает Игорь Мандаринов, активист движения «Солидарность»

Я на 146% уверен, что это приведет только к раздробленности в стане оппозиции: опять будут склоки, свары, подсиживания и так далее. Это все прекрасно показали выборы в «Гражданский совет», которые проходили в январе. То, что там творилось, — это был настоящий ад: все, кто когда-то был союзниками, мгновенно стали врагами. Поэтому я уверен, что затея с выборами приведет только к конфликтам, и так-то каждый тянет одеяло на себя.

Мне кажется, что это все срежиссированная ерунда, чтобы отвлечь нас от реальных дел, чтобы нам не удалось убедить полмиллиона, миллион людей выйти на улицы. А нас сейчас вместо этого вовлекают в свару.

Уже сейчас в оппозиции формируются какие-то группировки, союзы. Я был вчера в РНДС, там выказывают скепсис по поводу этой инициативы, в РПР-ПАРНАС тоже не в восторге, «Яблоко» вообще отказывается обсуждать свое участие. Поэтому уже непонятно, кто будет среди кандидатов в этот совет.

Допустим, вся эта структура избралась. Они хотят быть теми, кто будет вести переговоры с властью во время «переходного периода». Подождите, ребята, но переходный период может вообще наступить только через 150 лет! Нужно сначала приблизить этот «переходный период». К тому же, уверен, что власть будет разговаривать только с одним лидером. У нас привыкли, что есть лидер — это такая своеобразная монархия, — поэтому власть будет разговаривать с одним: Навальным, Немцовым, Удальцовым. С тем, кто выведет на улицы миллион человек.

Власть будет разговаривать только с теми, в ком увидит силу. В этих структурах никакой силы быть не может, это только потеха для власти. Допустим, зарегистрируются для голосования 50 тысяч, ну, 100 тысяч человек. А у нас в стране 100 с лишним миллионов избирателей! Какую они страну будут представлять?