https://www.funkybird.ru/policymaker

Путину надо верить в чудо

Рейтинги политиков, публикуемые социологическими службами, вещь, как известно, неоднозначная. Не только потому, что службы эти зачастую зависят, а порой и напрямую финансируются властью. Высокий рейтинг сам по себе еще ничего не гарантирует. Бывает, что даже при реально высоком уровне общественной поддержки того или иного политика, сроки его пребывания у власти сочтены.

Классический пример — Шарль де Голль. Меньше чем за год до своей досрочной отставки с поста президента Франции в 1968 году, его партия получила абсолютное большинство на парламентских выборах. Причем произошло это сразу после «студенческой революции», когда волна протеста чуть не смыла все государство целиком.

В этом смысле представляют интерес индексы одобрения деятельности Владимира Путина на посту президента, регулярно публикуемые российскими службами изучения общественного мнения. В данном случае, речь пойдет об исследованиях «Левада-центра», который считается наименее ангажированной властью организацией такого рода.

Своим респондентам этот центр предлагает ответить на вопрос в такой формулировке: одобряют или не одобряют они деятельность Владимира Путина и Дмитрия Медведева на их постах.

Иными словами, выводы насчет рейтингов и антирейтингов этих политиков делаются на основании такого опроса. Сразу оговоримся, что рейтинг и антирейтинг Медведева мы обсуждать не будем, поскольку он «привязан» к рейтингу его «патрона» и по этой причине самостоятельной ценности не представляет.

В то же время уровень доверия к президенту интересует нас в данном случае меньше, чем уровень недоверия, поскольку первый есть некая константа, которая с годами меняется не очень сильно.

С последних (относительно благополучных) времен, позитивный рейтинг Путина сократился с 80%-83% летом 2008 года до 69% в мае 2012 года. Всего на 10-14 процентов. Что не смертельно и вполне объяснимо. Молчаливый «ядерный электорат» Путина – по преимуществу провинция, бюджетники, пенсионеры — остается незыблемым. Никаких существенных изменений здесь пока не наблюдается.

Чего не скажешь об антирейтинге. Число тех, кто «не одобряет» деятельность Путина в мае 2012 года было 30%, а в декабре 2011 года, в пик протестной активности, доходило до 36%. Причем, в рамках 30-36% антирейтинг Путина держится уже практически год (с июня 2011 года). Таким высоким он был лишь 13 лет назад в самом начале восхождения Путина к вершинам власти.

За четыре года число тех, кто не одобряет деятельность Путина, выросло в России втрое – с 10% в сентябре 2008 года до 30% в мае 2012 года.

И вот этот звонок для действующего главы государства гораздо более существенный, чем незначительное сокращение числа тех, кто его поддерживает.

Социолог Василий Иванов в беседе как-то сказал, что поддержка курса Владимира Владимировича носит пассивный характер: «Это поддержка стабильности, поддержка действующей власти с тем, чтобы не было никаких потрясений и изменений». По словам Иванова, одобряют Путина «не те люди, которые будут активно митинговать в его защиту, если им, конечно, не заплатить за это, это просто те люди, которые не хотят никаких перемен, поскольку опасаются, что они приведут к худшему».

В то же время люди, выступающие против Путина, гораздо более молодые и, главное, социально более активные. Это те, кто перемен не только не боится, но ждет их и даже приближает в меру своих возможностей.

Однако, как справедливо заметил политолог Глеб Павловский, который давал советы Владимиру Путину в моменты восхождения того к вершинам славы, «рейтинг на то и рейтинг, чтобы колебаться». Теоретически Павловский не исключает дальнейших колебаний уровня доверия к президенту в ту, или иную сторону.

Вопрос в том, что может радикально повлиять на рост рейтинга Путина и сокращение числа тех, кто его отвергает. А главное, возможно ли это в принципе, с прицелом на долгосрочную перспективу? Хотя бы до следующих президентских выборов в 2018 году?

По мнению Иванова, на развитие негативного для Путина сценария, конечно же, может повлиять новый виток экономического кризиса, а также очередные махинации властей на выборах.

В то же время, социолог считает, что возвращение антирейтинга Путина на уровень 10%-14% в нынешних условиях уже не реально. «Он уже давно у власти, к тому же сейчас сложилась устойчивая электоральная группа, не одобряющая его политики, которая в принципе критически относится к действующей власти, и которая уже никуда не денется», — полагает он.

«События, которые раньше способствовали взлету доверия к Путину, сейчас повторить уже невозможно, — уверен он. — Даже если сейчас вновь будут взрывы домов или поездов, то они будут работать уже против власти, а не на нее. Если раньше эти события как-то консолидировали народ вокруг власти, то сегодня существенной прибавки популярности они Путину не принесут. В глазах людей такие события будут означать лишь то, что президент так и не смог взять ситуацию с терактами под контроль, и они до сих пор продолжаются».

Глеб Павловский также сомневается в том, что события, поднимавшие в прошлом патриотическую волну, сегодня могут серьезно улучшить образ Путина в глазах тех, кто негативно относится к нему. «Люди меняются, и нельзя, как и 12 лет назад, кормить их все тем же единством России, патриотизмом и борьбой против внешних угроз», — говорит он.

Итак, если такие «козырные» приемы, как патриотизм и борьба с терроризмом народ уже не вдохновляют, а об экономической стабильности в обозримом будущем, судя по всему, придется забыть, тогда что? Чем поднимать рейтинг президента и доверие к нему?

Надежда, похоже, только на чудо.

Кудесники и волшебники во власти, конечно, есть. Вопрос в том, хватит ли их магии хотя бы до следующих президентских выборов.