https://www.funkybird.ru/policymaker

Меморандум о взаимопонимании о транзите грузов подписан

30 июля 2012 г. Пакистан и США подписали Меморандум о взаимопонимании о транзите грузов для американских войск в Афганистане.

Это первое письменное соглашение между двумя странами, подготовленное в соответствии с Уставом ООН. Меморандум о взаимопонимании был подписан с американской стороны поверенным в делах США в Пакистане Р. Хогландом, с пакистанской стороны — секретарем Министерства обороны контр-адмиралом Ф. Ахмедом. Подписанный Меморандум о взаимопонимании заменил механизм транзита грузов для войск США/ НАТО, который по сообщению местной прессы, основан на «устной договоренности».

Напомним, что маршруты поставок грузов США/НАТО/МССБ были блокированы решением федерального правительства Исламабада (в связи с настоятельными рекомендациями Комитета обороны при правительстве) в конце ноября 2011 г., спустя два дня после американских авиаударов по блок-посту Салала в агентстве Моманд 26 ноября 2011 г. В течение семи месяцев дипломатические усилия США были тщетными в урегулировании данного вопроса; на пакистанской стороне ключевое решение вопроса оставалось и остается за военными.

В июле 2012 г. «текст Меморандума был подготовлен Министерством обороны, которое, — по заявлению МИДа Пакистана, — является ведущим министерством в этом вопросе…, позднее текст был одобрен кабинетом министров Пакистана…».

В период семи месяцев блокирования транзита Исламабад со своей стороны включил механизм разработки новых принципов пакистано-американского сотрудничества, которые получили «парламетское одобрение» и утверждены федеральным кабинетом министров в апреле 2012 г.; и текст Меморандума о взаимопонимании о транзите грузов был одобрен согласно парламентской процедуре. Одобрение гражданским правительством указанной процедуры и документов было связано, во-первых, в соответствии с демократическими принципами, во-вторых, чтобы избежать жесткой критики «в однопартийном принятии ключевых решений» со стороны оппозиционных сил в стране.

За время блокады транзита Пакистан выдвигал американской стороне несколько ключевых требований, одно из которых – официальные извинения за гибель пакистанских военнослужащих 26 ноября 2011 г.

Открытие Исламабадом транзитного маршрута 3 июля 2012 г. последовало после «извините», произнесенного госсекретарем США Хилари Клинтон. Официальные извинения завершили дипломатические усилия, предпринимаемые в течение нескольких месяцев и направленные на прорыв в затяжном пакистано-американском кризисе. К слову сказать, в июне 2012 г. начальник штаба сухопутных войск Пакистана генерал Ашфак Первез Каяни отклонил предлагаемые американской стороной варианты извинений за смерть пакистанских военнослужащих. Генерал Кияни внес свое предложение, которое первоначально вызвало бурный протест американской стороны; в дальнейшем стороны переработали текст строка за строкой; и только спустя два дня согласно двусторонним договоренностям Х. Клинтон позвонила министру иностранных дел Пакистана Хине Раббани Хар и произнесла «извините».

В начале июля 2012 г. согласно устной договоренности сторон был возобновлен Южный маршрут поставок грузов для коалиционных войск США/НАТО/МССБ в Афганистан через территорию Пакистана. С ноября 2011 г. по июль 2012 г. в порту Карачи скопилось 11 тысяч контейнеров, которые необходимо перевезти из южного порта через всю территорию Пакистана, к двум традиционным контрольно-пропускным пунктам Чаман и Торхам на севере страны в пакистано-афганском пограничье.

Предметом Меморандума является транспортировка грузов без предварительных условий: «… продовольствия, медикаментов, оборудования и материалов, предназначенных для бесплатного распространения среди населения Афганистана, предметы повседневного спроса для американских военных, гражданских ли и подрядных организаций военная техника, транспортные средства и другое военное имущество, в том числе предназначенное для американских военных…». «…оружие и боеприпасы, опасные материалы, классифицированные в соответствии с законодательством, правилами и положениями Пакистане, не разрешены для транспортировки в Афганистан, за исключением военного имущества, предназначенного для укрепления потенциала афганских национальных сил безопасности. Транспортировка нелетального груза разрешена в контейнерах размером 20 х 40 м».

Для перевозки контейнеров с грузом США/НАТО/МССБ в Афганистан определены два маршрута. Контейнеры по южному маршруте отправятся в Афганистан из порта Касим близ Карачи через контрольно-пропускной пункт Чаман. По северному маршруту контейнеры также отправятся из порта Касим, но пойдут через контрольно-пропускной пункт Торхам.

Меморандумом не предусмотрены какие-либо складские помещения для американских грузов на пути следования в Афганистан, а также новые сертификаты для транзита. Пакистанская сторона имеет право останавливать грузы, не соответствующие заявленным в Меморандуме параметрам.

Меморандумом предусмотрено предоставление Пакистану американской стороной средств для обеспечения безопасности грузов, оборудование для мониторинга грузов и т.д. Транспортировка контейнеров не облагается налогом, за исключением коммерческих перевозок.

Министерство обороны Пакистана выступает в качестве Центрального координационного центра, целью которого является мониторинг поставок грузов. Представители военных ведомств обеих стран обязуются проводить встречи на регулярной основе (шесть раз в год) с целью обсуждения оперативных вопросов.

В то же время пакистанская сторона не имеет права досмотра груза, американская — транспортировку «летальных грузов». В то же время, Меморандум предусматривает транспортировку оружия и боеприпасов, предназначенных для афганской национальной армии.

В ходе предварительных переговоров Пакистан пытался ввести положения об оплате за простои и расходах на спецслужбы, но пришлось отказаться от них из-за нежелания США. Согласно Меморандуму США оплачивают только услуги своих подрядных компаний. Меморандум также предусматривает механизм разрешения споров. Все возникшие споры должны решаться путем двусторонних переговоров без участия третьей стороны.

Меморандум вступил в силу незамедлительно, срок его действия заканчивается 31 декабря 2015 г. Соглашение может быть продлено сроком на один год после проведения консультаций между двумя сторонами; обе страны обязуются информировать друг друга в письменной форме в случае прекращения его действия.

Документ содержит положение о присоединении к нему других стран НАТО / МССБ. Меморандум также предусматривает положение о принятие пакистанской стороной извинений, открытие маршрутов поставки грузов – первая часть комплекса задач, выдвинутых Исламабадом в адрес Вашингтона. Остаются еще несколько вопроса, два из которых подчеркиваются в качестве приоритетных: прекращение авиаударов с американских беспилотных летательных аппаратов по территории пуштунских племен в пакистано-афганском пограничье, возобновление американской военной помощи, а также усилия США/НАТО/МССБ по прекращению трансграничных переходов боевиков со стороны Афганистана и т.д.

В день подписания в Пакистане Меморандума о взаимопонимании о транзите грузов пришло сообщение из США о предоставлении 1,1 миллиарда долларов для Исламабада в рамках Фонда коалиционной поддержки. Деньги было заморожены в связи с напряженностью между двумя странами и закрытием Исламабадом транзитных маршрутов поставок.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день одно из противоречий между Исламабадом и Вашингтоном устранено. Стороны приступают к завершающей стадии антитеррористической компании – выводу коалиционных войск и техники из Афганистана. Впереди вопросы политического урегулирования…, следовательно, новые условия, бойкоты, компромиссы и т.д.