https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия и Индия на пространстве «арки» стратегических интересов

Может ли «ИНДРА» перерасти в «ИНДРАКИТ»?

«Арка» стратегических интересов крупных акторов, протянувшаяся с тихоокеанских берегов Восточной Азии до Индийского океана и Южной Азии, выводит их отношения с Индией на одно из приоритетных мест в обширном регионе. Уже несколько лет во внешнеполитических планах глобальных игроков просматривается конкурентная борьба за «перетягивание» Индии на свою сторону. В такой конкурентной борьбе, которая, в частности, разворачивается между США и Россией, первые преуспели в большей степени, чем все другие заинтересованные акторы. Вашингтон вывел свои отношения с Нью-Дели на качественно новый урoвень, подняв его с практически нулевой отметки 1998 г., когда после ядерных испытаний Индии США ввели против неё односторонние санкции и стали добиваться затем придания им санкциям многостороннего характера.

За прошедшие с 1998 г. неполные 15 лет Вашингтон и Нью-Дели сформировали поступательно развивающийся формат Стратегического диалога, состоящего из пяти, согласно официальным ресурсам госдепа США, «принципиальных» направлений. На первом месте среди них американская дипломатия упоминает деятельность двусторонней рабочей группы под наименованием «стратегическое сотрудничество», которая занята вопросами нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом и военного взаимодействия.

Российские эксперты указывают на содержащееся в доктринальных военно-политических документах США определение Индии как главного стратегического партнёра Вашингтона в Южной Азии, «с которым США намерены строить долгосрочные отношения в сфере экономики и безопасности» .

Растущая экономическая мощь Индии, огромный демографический потенциал страны, не испытывающий на себе искусственных методов сдерживания по китайскому образцу, обладание ядерным арсеналом и эффективными средствами егo доставки, важнейшее геостратегическое расположение на стыке Ближнего и Среднего Востока с Восточной Азией диктуют глобальным акторам особо пристальное внимание к налаживанию с Нью-Дели тесных военно-политических связей и кооптации огромной страны в собственные внешнеполитические схемы.

США преуспели в налаживании тесного военно-политического контакта с Индией, но и Россия не отстала в этом вопросе от американской стороны настолько, чтобы можно было говорить о качественном отрыве Вашингтона от всех других крупных участников конкурентной «борьбы за Индию».

Российско-индийские отношения отличает поступательность развития, лишённая резких колебаний, как это было в предыстории американо-индийских связей. Другой вопрос, что Москве по объективным причинам пока не удаётся заинтересовать Нью-Дели дивидендами построения приоритетных отношений именно с собой, а не с Вашингтоном, к которому индийцы все последние годы тянутся больше и с которым они связывают больше надежд по обеспечению экономического роста Индии и её стратегической устойчивости. Вместе с тем, преимущества России в аспекте поступательного развития связей с Индией имеют объективный характер. Обе страны крайне заинтересованы в обеспечении стратегической стабильности на обширном пространстве «арки» внешнеполитических интересов глобальных акторов. Россия и Индия испытывают дополнительные риски в связи с радикальной исламской угрозой, уже успевшей несколько раз проявить себя в виде крупных террористических атак на территориях обеих стран. Преимущества России в конкурентной «борьбе за Индию» определяются также фактом нахождения двух государств в системах формальных и неформальных межгосударственных конфигураций в лице Шанхайской организации сотрудничества и формата БРИКС.

Статус наблюдателя Индии в ШОС не даёт пока Москве и Нью-Дели возможности извлечь максимальные выгоды, в т.ч. и по военно-политической линии, от их пребывания в рамках авторитетной многосторонней региональной организации. Однако и нынешний, хотя и несколько усечённый формат кооптации Индии в деятельность ШОС, предоставляет российской и индийской сторонам дополнительные возможности усилить свои военно-политические связи и с оптимизмом смотреть на перспективу развития стратегического партнёрства. С октября 2000 г., когда в ходе визита президента В.Путина в Нью-Дели Россия и Индия приняли Декларацию о стратегическом партнёрстве, общий вектор усилий Москвы и расставленные акценты в отношениях с Индией практически не претерпели качественных отклонений, что свидетельствует о поступательности и стратегической выверенности отношений двух стран.

3 октября 2000 г. на пресс-конференции в Хайдарабадском дворце в Нью-Дели В.Путин заявил о выстраивании партнёрских отношений между Россией и Индией в долгосрочном плане, на длительную перспективу. Глава России тогда подчеркнул значительное совпадение геополитических интересов и отметил обоюдное намерение координировать усилия всех государственных органов, включая специальные службы.

Как отметил в феврале этого года бывший министр иностранных дел Индии и экс-посол Индии в России Канвал Сибал, Декларация о стратегическом партнёрстве России и Индии 2000 г. «была очень важна для Нью-Дели… Стратегическое партнёрство подчеркнуло нашу общую озабоченность формированием однополярного мира и стремление к многополярности, а также признавало тот факт, что после 1998 г. Индия стала ядерной державой» .

Определённые в 2000 г. приоритеты двустороннего сотрудничества имеют объективные основания в дальнейшем принять вид тесных многосторонних связей в формате ШОС, что будет иметь важное значение для придания России роли важного звена в построении более устойчивой региональной конструкции на пространстве «арки» стратегических интересов. Такая в перспективе бóльшая региональная устойчивость со связующим участием России должна снизить уровень острой конкуренции Индии и Китая, исключив проявления конфронтации между этими историческими оппонентами.

В данном контексте мы хотели бы выделить два направления усилий российской стороны, в развитии которых проявляют особый интерес Индия, а также Китай. Первое направление, имеющее все предпосылки перерасти в тесные многосторонние форматы общения крупнейших евразийских государств, — это борьба с международным терроризмом. Двусторонние форматы по данному направлению межгосударственных связей созданы и продолжают свою работу. Так, 11 апреля в Нью-Дели состоялось 7-е заседание российско-индийской Совместной рабочей группы по противодействию международному терроризму, которое прошло под сопредседательством специального представителя президента России по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью А.Змеевского и заместителя министра иностранных дел Индии А.Мукерджи. Следующее, 8-е заседание пройдёт в 2013 г. в Москве.

Вторым направлением развития межгосударственных связей с высоким потенциалом выйти за рамки сугубо двустороннего сотрудничества и получить вид многосторонних заинтересованных усилий является проведение совместных военных учений, в ходе которых особое место отводится отработке слаженных контртеррористических действий на суше и на море. Примечательным фактом в данном аспекте выступает параллельное развитие Россией связей с Индией и Китаем по линии военных учений, которое, однако, пока не находит своего воплощения в трёхстороннем формате военно-политической активности трёх стран. Как отмечено в официальной справке МИД России от 2 февраля с.г., с октября 2005 г. Россия и Индия проводят совместные контртеррористические военные учения, а с апреля 2007 г. также и военно-морские учения. В январе-феврале 2009 г. в Индийском океане в два этапа (26 января — 1 февраля и 7-11 февраля) прошли совместные учения «Индра-2009» с участием тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». 15-24 октября 2010 г. в индийском штате Уттаракханд состоялись совместные военные учения «Индра-2010». 18-24 апреля 2011 г. пять кораблей индийских ВМС совершили дружеский заход в порт Владивосток.

В связях России и Китая по линии проведения совместных военных учений даты «2005» и «2007» также имеют важное значение. В 2005 г. Китай и Россия впервые провели совместныеучения, которые в 2007 г. стали мероприятием уже в рамках ШОС как совместные антитеррористические военные учения вооружённых сил государств-членов ШОС «Мирная миссия-2007» .

5 августа в Бурятии на полигоне «Бурдуны» пройдут российско-индийские учения «ИНДРА-2012». В учениях примут учaстие около 500 военнослужащих — по 250 с каждой стороны. Учения «Индра-2012» носят антитеррористический характер и пройдут в четыре этапа. В ходе первых двух этапов военнослужащие России и Индии создадут совместную группировку и проведут боевое слаживание подразделений. На третьем и четвёртом этапах будет разыграна активная фаза учений, в ходе которой военным предстоит противодействовать условным террористам.

Построение военно-политических связей в треугольнике «Индия-Россия-Китай», в котором роль российской стороны носила бы сближающий геополитические интересы Нью-Дели и Пекина характер, может привести к большей устойчивости межгосударственных конфигураций на пространстве от Восточной до Южной Азии. Если России удастся со временем придать таким связям трёхсторонний характер, к примеру, расширив аббревиатуру учений «ИНДРА» до «ИНДРАКИТ», то это станет значительным укреплением стратегической стабильности и повышением роли Москвы в региональных процессах.