https://www.funkybird.ru/policymaker

У нас все упирается в одно – в порочную модель экономики

Откуда появились пенсии? Это некоторая доля того, что зарабатывают нынешние рабочие.

Откуда появились пенсии? Это некоторая доля того, что зарабатывают нынешние рабочие. Она у них отбирается и передается тем, кто заслужил своей долгой работой на благо общества. Почему? В принципе, такие вещи практиковались в качестве благотворительности: барин позволял доживать своим старым лакеям, которые уже не могли работать, что-то им платил, обеспечивал их… Это – какой-то феодализм. Мы уже лет двести живем в Новом времени.

Государство, как и тысячу лет назад, – гарант соблюдения договоров и соглашений внутри общества

Что это такое – например, предприниматель должен обеспечивать пенсию старого рабочего? Это значит, что предприниматель либо должен быть честным, либо должен кем-то принуждаться: ведь он вынужден отбирать свои деньги и кому-то отдавать. Никого, кроме государства, заставляющего платить пенсии, нет. Король еще может, император, но в любом случае – государство… Поэтому разговоры о том, что всю пенсию или какую-то ее часть должен платить бизнес, бесполезны. Что такое бизнес? Это какой-то экономический субъект? Есть конкретные предприниматели, которые находятся в определенных юридических отношениях с государством, со своими работниками. Если предприятие завтра разорилось, или бизнесмен продал свои станки и уехал на Канары – дальше что? Кто будет платить пенсию рабочему?

В данном случае государство, как это и было тысячу лет назад, – гарант соблюдения договоров и соглашений внутри общества, некая независимая сторона. В свое время князь посылал своих людей, чтобы заставить одного купца заплатить свой долг другому: это – то основное, для чего существует государство. Поэтому нет никакой принципиальной разницы с нынешней ситуацией, когда предприниматель платит некий дополнительный налог для обеспечения пенсий, а затем государство эти же деньги отдает работнику. Или если бизнесмен будет напрямую платить… А что такое бизнес? Торгово-промышленная палата? Она должна? Кто это?.. Такие предложения показывают или непонимание у авторов сути дела (во что слабо верится), либо, скорее, их рептильность: «У нас бюджет трещит, давайте придумаем, какое ввести для него послабление». Вот они и написали предложения, которые, конечно, нельзя воспринимать всерьез. Это – совершенно фантастические идеи о том, как справиться с тяжелыми вещами, связанными с наполнением бюджета. А недостаточное наполнение бюджета – это прямой результат либеральной экономической политики, которая длится 20 лет, и дальше лучше не будет.

Стоит закончить либеральный проект и переходить к нормальной разумной экономике

Реальность такова, что наши люди не склонны делать накопления на старость. Хорошо это или плохо, но они рассчитывают на то, что в старости они будут обеспечены государством. Такова ситуация в современном обществе. Это свойственно не только России, но и всей Западной и Восточной Европе. Люди перестали планировать собственную экономическую деятельность. Одним из косвенных следствий является, кстати сказать, и низкая рождаемость. Более высокая рождаемость – во многом результат того, что люди рассчитывают на обеспечение себя в старости благодаря многочисленным детям. Поэтому исследования подтверждают тот факт, что, во-первых, наши люди не склонны делать сбережения, а во-вторых, у них нет и особой возможности для этого. Вложение в ценные бумаги для большинства граждан недоступно, а разного рода банковские аферы вызывают естественную осторожность. Современный человек понимает, что банку в нынешней экономической ситуации негде заработать какие-то деньги на прибыль. Он по определению является жуликом, потому что не вкладывает средства в прибыльные предприятия, их нет в нашей экономике.

Наши граждане не привыкли откладывать на старость, а еще и деньги некуда вложить. Если они будут просто лежать, они обесценятся, а прибыльных предприятий у нас нет. Это – не замкнутый круг. Надо менять экономическую модель. Стоит закончить либеральный проект наказанием виновных и переходить к нормальной разумной экономике. У нас все упирается в одно – в порочную модель экономики, которая пропагандировалась 20 лет назад. Она реализуется и до сих пор. Из-за нее мы сейчас оказались в нынешней безвыходной ситуации, когда кроме сырьевых производств ничего нет. А ничего нет, потому что нет ничего прибыльного в экономической либеральной модели: то, что неприбыльно, – то инвестиционно непривлекательно, а то, что инвестиционно непривлекательно, – то погибает.