https://www.funkybird.ru/policymaker

Сеющие бурю. США бросает вызов Китаю

17 ноября 2011 года президент США Барак Обама в обращении к Парламенту Австралии сделал заявление, которое, по сути, ознаменовало начало новой большой и весьма опасной политической игры. Он заявил о передислокации зоны интересов США с ближнего Востока в азиатско-тихоокеанский регион. И хотя откровенно цель такой перемены в администрации президента никто не озвучил, она вырисовывается весьма чётко: любым путём сдерживать военное и экономическое могущество Китая.

Такая политика видимо обусловлена нарушением равновесия сил: пока США завязли в войнах на Ближнем Востоке (Афганистан, Ирак), Китай продолжал наращивать свои мощности. Теперь Соединённые Штаты стремятся восстановить статус-кво.

Администрация США уже реализовала целый ряд проектов, которые заставят Китай серьёзно задуматься. Решено разместить 250 американских морских пехотинцев на северном побережье Австралии, численность которых может быть увеличена до двух с половиной тысяч. 18 ноября принята «Манильская декларация», имеющая целью укрепление военных связей с Филиппинами. Белый дом усиливает связи с Индонезией, продавая ей военные истребители. И, наконец, визит Хиллари Клинтон к постоянному союзнику Китая – в Бирму, где представителей США такого ранга не видели уже более пятидесяти лет.
Госсекретарь США в Бирме говорит об укреплении отношений с Вьетнамом, Таиландом и Сингапуром – соседями Китая, контролирующими жизненно важные для Пекина пути импорта сырья и экспорта товаров.

Очевидно, что правящие круги Китая не смогут оставаться равнодушными к такой опасной активности в своём регионе. Скорее всего, сегодня в Азии мы наблюдаем начало новой холодной войны.

Возможность новой политики Соединённых Штатов обусловлена энергетическими козырями, которые они планируют разыграть в ближайшее время.
До сегодняшнего дня США были сильно зависимы от импорта нефти (в 2001 они вынуждены были импортировать около двух третей потребляемого топлива).

Такая энергетическая зависимость заставляла северно-американское государство постоянно беспокоиться о своих поставщиках на Ближнем Востоке и налаживать с ними тесные военизированные контакты.

Нынче ситуация изменилась: прогнозируется перенос центра добычи нефти с Восточного полушария в Западное благодаря умиротворению богатой нефтяными ресурсами Колумбии и добычи нефти из недоступных пока районов таких как нефтеносные пески Канады (Атабаска) и глубоководные нефтяные месторождения Бразилии в водах Атлантического океана.

Кроме того, США планируют разработку собственных месторождений с «трудной нефтью». Это сланцевые образования в Техасе, Монтане и Северной Дакоте, глубинные месторождения Мексиканского залива и северных морей Аляски.

Администрация Обамы делает вывод, что в энергетическом отношении соперники меняются местами: в то время как США постепенно избавляется от нефтяной зависимости, Китай, ранее энергетически относительно самодостаточный, вынужден будет постоянно увеличивать долю импорта. Это связано как с бурным развитием промышленности, так и с ростом благосостояния населения – теперь многие китайцы уже имеют автомобили и, следовательно, повышается потребность в горючем. Дела обстоят таким образом, что даже повышение собственной добычи нефти не позволит Китаю оставаться настолько независимым от её импорта, как это было раньше.

Китай особенно уязвим в связи с импортом нефти посредством морских сообщений. Безусловно, достаточное количество нефти доставляется из России и Казахстана по трубопроводам, но большая часть всё-таки продолжает перевозиться морскими путями. Пекин всегда беспокоила эта уязвимость, о чём свидетельствуют его отчаянные попытки провести трубопроводы через всю Азию к Каспийскому морю, несмотря на их чрезвычайную дороговизну.
Повышенная активность США в регионе не может оставить Пекин равнодушным – чуть ли не каждый танкер с нефтью проходит через Южно-Китайское море, которое Вашингтон сегодня пытается поставить под жесткий военизированный контроль.
Добившись такого контроля, Белый дом может использовать своё военно-морское могущество как рычаг шантажа, перекрывая жизненно необходимую для экономики Китая нефть при любом не совпадающем с американскими интересами действии Пекина.

Ответные действия Китая не сложно предугадать. Конечно, будут предприняты дипломатические и экономические ходы, направленные на укрепление отношений с соседями, в первую очередь с Индонезией и Вьетнамом, а также с основными поставщиками нефти (Саудовская Аравия, Ангола, Нигерия).
Но мирными действиями ограничиться, видимо, невозможно. Пекин будет налаживать отношения с Россией и пойдёт на более тесное сотрудничество с членами Шанхайской организации (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Неминуемо последует укрепление мощи китайского военно-морского флота – пока ещё маломощного по сравнению с аналогичными силами США.

Дальнейшее развитие событий по такому сценарию может быть весьма опасным в виду возможности начала холодной войны и гонки вооружений, в которой, в принципе, никто из сторон не заинтересован.

Обострение ситуации в регионе чревато непредсказуемыми последствиями, так как ведёт к повышению риска спонтанного возникновения военного конфликта. Достаточно вспомнить, как в марте 2009 возник инцидент между флотилией китайских кораблей и противолодочным разведывательным кораблём США – дело едва не закончилось применением оружия.

Кроме опасности возникновения горячего военного конфликта между двумя супердержавами, необходимо учесть, что стремление США любой ценой усилить свой энергетический перевес также может привести к катастрофам планетарного масштаба. Так, к примеру, администрация Обамы дает разрешение на такие чрезвычайно рискованные разработки труднодоступных нефтяных месторождений как арктическое бурение, гидроразрыв пласта, глубоководное морское бурение. Печальный опыт прошлых лет (к примеру, авария на Deepwater Horizon) показывает, что они неминуемо приведут к экологическим бедствиям.