https://www.funkybird.ru/policymaker

Миллиарды на энергетику

Известие о том, что российское правительство решило объединить энергосистемы Европейской части России и Сибири особого ажиотажа в обществе не вызвало. К тому же сам процесс еще не запущен: профильным ведомствам поручено пока только просчитать целесообразность строительства электросетей, которые объединят Европейскую часть страны и Зауралье.

Впрочем, были у нас проекты и более амбициозные. Так, осенью 2007 года Анатолий Чубайс, возглавлявший в то время РАО ЕС, объявил о подготовке технико-экономического обоснования для проекта синхронизации энергосистем Европы и России. И срок назвал – третий квартал 2008 года.

Как уверял западных партнеров Чубайс, эта схема не потребует привлечения масштабных инвестиций в строительство новых линий электропередач. Уже есть три крупные ЛЭП в Европе мощностью 750 кВт каждая, которые можно объединить (они сейчас отключены). Синхронизировать частоту переменного тока России и Евросоюза также не придется, так как она находится на одном уровне. «Объединенная энергосистема от Сибири до Лиссабона будет крупнейшей на планете», – размечтался Анатолий Борисович.

Тогда же различные отраслевые аналитики назвали такое объединение практически неизбежным: и к цивилизованному рынку электроэнергии оно должно было привести, и к росту ее выработки на 4-5 %. Правда, оговаривались они, неизбежен и рост цен на 30-40 % к 2010 году.

Идея разработки концепции параллельной работы европейской и российской энергосистем принадлежала, разумеется, РАО ЕЭС. Причем, совет директоров естественной монополии одобрил ее еще в 2003 году. Но на дворе нынче 2012 год, РАО ЕС уже не существует, а наполеоновские планы Анатолия Чубайса так и остались неосуществленными. Правда, цены на электроэнергию в России выросли за это время больше, чем на 40 %.

Теперь предлагается новый проект, по идее своей куда более реалистичный. Как известно, сегодня российская энергосистема разделена на две ценовые зоны: первая включает в себя европейские, уральские, южные и северо-западные территории России, вторая – Сибирь. Разделение это странное, но вполне историческое. Если объединение энергосистем России и Европы могло безболезненно состояться за счет трех существующих ЛЭП, то Европейская Россия и Сибирь высоковольтными сетями не соединены. В этих зонах, по сути, существуют два отдельных энергорынка, которые и хотят объединить.

Как и пять лет назад, эксперты находят в этом проекте, известном пока лишь в самых общих чертах, множество положительных моментов. Это и снижение суммарного максимума нагрузки единой энергосистемы страны, и сокращение потребности в установленной мощности электростанций. Речь идет об оптимизации распределения нагрузки между электростанциями в целях сокращения расхода топлива, о применении высокоэффективного крупноблочного генерирующего оборудования, о поддержании высокого уровня надёжности и живучести энергетических объединений.

Совместная работа электростанций в единой энергосистеме, считают аналитики, обеспечивает возможность установки на электростанциях агрегатов наибольшей единичной мощности, которая может быть изготовлена промышленностью, и укрупнения электростанций. А это даст значительный экономический эффект.

Увы, в протоколе правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, которую возглавляет вице-премьер Аркадий Дворкович, дается лишь поручение проработать целесообразность строительства сетей для объединения первой и второй ценовых зон оптового энергорынка. И даже срок исполнения поручения в документе не указан. Однако варианты объединения уже обсуждаются. Чаще всего говорят о прокладке линий электропередачи и строительстве подстанций, передающих энергию из Сибири через Казахстан на Урал и в центр России.

Однако уже на этапе первоначального обсуждения возникают непростые вопросы. Так директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин подсчитал, что построить нужно около 2500 км сетевой инфраструктуры. По его расчетам, стоимость такого строительства превысит 4 миллиарда долларов. Но это далеко не все: в случае объединения зон нужны будут новые электростанции совокупной мощностью 6 ГВт. Это обойдется гораздо дороже – примерно в 15 миллиардов долларов.

Конечно, объединение двух зон выгодно потребителям европейской части России: в Сибири электроэнергии с избытком, и она меньше стоит. Эту энергию можно будет поставлять в европейскую часть страны, снижая общую цену. Энергосистема станет устойчивее: колебаний мощности и потерь в сетях будет меньше, резервов – больше, объясняют эксперты. А начальник профильного управления Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев обращает внимание на то, что объединение ценовых зон увеличит конкуренцию между генерирующими компаниями. Следом должна снизиться и цена электричества, считает он.

Однако раздаются и голоса скептиков. «Идея правильная, – отмечает глава «Совета рынка» Вячеслав Кравченко. – Но из-за высоких затрат на проект можно не добиться главной цели – снижения стоимости электроэнергии в европейской части России и при этом получить рост цен в Сибири». По его мнению, тарифы Федеральной сетевой компании (ФСК) неизбежно вырастут.

Аналитик «ВТБ капитала» Михаил Расстригин вообще предлагает, чтобы основную финансовую нагрузку по строительству новых сетей взяло на себя государство, чтобы не пошатнуть деятельность ФСК этим «проектом века». А представитель ФСК осторожно отметил, что для начала нужно выполнить технико-экономическое обоснование проекта с оценкой его экономической эффективности.

Наконец, после того как представители Минэкономразвития заявили, что вопрос объединения зон напрямую увязан с инвестпрограммой ФСК, стало ясно: спешить с реализацией проекта чиновники не собираются. Уже публично было высказано мнение, что объединение зон – «вопрос не сегодняшнего дня», поскольку «очевидно, что проект дорогой, а у ФСК есть ограничения по тарифам».

Видимо, все эти причины и отодвинули новый возможный грандиозный проект на второй план. Ведь затратных проектов сегодня более чем достаточно и без объединения энергорынков. Чего, например, стоила подготовка к саммиту АТЭС на острове Русский, громадные бюджетные средства вложены в Сочи –столицу зимних Олимпийских игр 2014 года. А там, глядишь, подоспеет и чемпионат мира по футболу.

Да что там чемпионат – сейчас начинает просачиваться в печать цена вопроса, необходимая для осуществления проекта расширения Москвы. Так, например, на «расстрельном полигоне» в районе 24-го км Калужского шоссе собираются за миллиард долларов (хотя ряд экспертов называет уже и большую цифру) построить Парламентский центр. «На этом самом месте, в Коммунарке, захоронены расстрелянные в 1930-е годы репрессированные. Строить Парламентский центр на костях невозможно по этическим соображениям», – заявил, выступая в Думе, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Только кого интересуют этические соображения, когда можно освоить такие фантастические суммы?

Похоже, что проект объединения энергорынков будет в итоге рассматриваться с той же точки зрения. Это сейчас, на предварительном этапе, речь идет о нецелесообразности высоких затрат, а когда найдутся заинтересованные лица, почуявшие запах больших бюджетных денег, появятся и совсем другие экспертные заключения. И кинутся в бой лоббисты-профессионалы. Мы и оглянуться не успеем, как проект стоимостью в 20 миллиардов долларов будет утвержден.