https://www.funkybird.ru/policymaker

Европейские проблемы уже перешли границы экономики России

То, что Греция в сентябре объявит дефолт, стало практически общепризнанным фактом. Германия, Нидерланды и Финляндия открыто заявляют, что больше не будут давать деньги грекам. Вице-канцлер ФРГ Филипп Реслер в интервью телеканалу ARD заявил, что Германия уже не боится дефолта Греции, «так как страна не добилась никаких результатов, и дальше будет только хуже».

Проблема в том, что в случае дефолта и выхода Греции из еврозоны плохо будет не только грекам, но и всей Европе. Это может спровоцировать «эффект домино», и тогда посыплется вся мировая экономика. А Россия, по мнению Европейского банка реконструкции и развития, уже подхватила европейскую «ветрянку», что скажется на снижении роста ее ВВП как минимум на один процентный пункт.

Мировые рейтинговые агентства снижают рейтинги крупнейших стран региона, на экономике которых тяжким грузом лежат долги дефолтных соседей. Поэтому большинство экспертов считает, что властям Евросоюза пора заняться решением собственных экономических проблем, потому что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Сентябрь станет решающим месяцем не только для Греции, которая в начале осени перестанет получать финансовую «дозу» от международных кредиторов. Сейчас в Афинах работает комиссия из представителей МВФ, ЕЦБ и ЕС, которая должна принять решение о целесообразности следующего транша. Их отрицательное решение будет вполне ожидаемым. А следом начнется «ломка» экономики Греции, затем всей еврозоны, и последствия этого непредсказуемы.

Греки живут на «финансовой игле» мировых кредиторов уже с 2010 года. За эти годы страна получила более 240 млрд. евро на выплаты долгов, ей было списано более 50 % долга в результате реструктуризации, но все это не помогло греческой экономике. И то, что греки не смогут выполнить требования «большой тройки» по сокращению госдолга, уже очевидно.

Правда, как считает министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, если Греция покинет зону евро, то это будет «управляемый процесс». А представитель правящей коалиции Германии заявил, что у них даже есть план, по которому Греция сначала частично, а затем и полностью перейдет с евро на драхму, и еврозона не пострадает. Но все эксперты понимают, что это лишь несбыточные надежды.

Потому что на очереди к выходу из еврозоны стоят другие проблемные страны. В четверг американское рейтинговое агентство Egan Jones понизило кредитный рейтинг Италии сразу на три ступени – с уровня В+ до ССС+. Это означает, что государственные бумаги страны, по версии агентства, перешли в разряд «мусорных» – высоко рисковых облигаций. Прогноз по рейтингу Италии установлен на уровне «негативный», что означает возможность дальнейшего его понижения. По мнению аналитиков Egan Jones, с вероятностью в 22 % Италия объявит дефолт в ближайшие месяцы.

Причина – огромные долги регионов Италии: властям страны в 2012 году предстоит погасить задолженность в размере 183 млрд. евро, и еще 214 млрд. евро в следующем. Это говорит о том, что Италия может не справиться с рефинансированием своих обязательств без обращения за экстренной помощью к Евросоюзу. А итальянские политики и население страны уже открыто требуют выхода из зоны евро и перехода на национальную валюту лиру.

«В отличие от Moody’s, S&P и Fitch, Egan Jones является единственным из «большой четверки» кредитных рейтинговых агентств, которое не получает денежного вознаграждения за присвоение рейтинга от самого заказчика, заинтересованного в максимально высокой оценке собственной кредитоспособности. Это делает его рейтинги гораздо более объективными и непредвзятыми, – поясняет старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. – Именно этой позицией компании обусловлен тот факт, что в финансовом сообществе и среди независимых инвесторов ее прогнозы традиционно вызывают более высокую оценку. Но при этом они практически никак не влияют на международное движение глобального спекулятивного капитала, интересы которого, главным образом, и обслуживают Fitch, Moody’s и S&P, во многом ему принадлежащие».

Тем временем, долги создают проблемы и испанским регионам. В прошлую пятницу попросила о помощи Валенсия, а в воскресенье – Мурсия, которой необходимо 200-300 млн. евро. Помощь может понадобиться Кастилии-Ла-Манче, Канарским островам, Андалуссии и Балеарским островам. Однако следом на очереди один из самых развитых регионов страны – Каталония, который долгое время частично оплачивал долги остальных. И ему нужно на порядок больше – примерно 800 млн. евро.

В прошлом году региональные долги Испании составляли 60 млрд. евро, в этом они выросли до 140 млрд. евро, что составляет 13 % испанского ВВП. И выплаты по этим долгам должны производиться в течение ближайших двух лет, поэтому помощь понадобится именно сейчас. Регионы Испании оказались в кризисе по той же причине, что и испанские банки. Они не рассчитали свои силы и понадеялись на «пузырь» на рынке недвижимости – пока она росла в цене, набрали непомерных кредитов.

«Недавно агентство Egan Jones решилось снизить рейтинг Испании с «инвестиционного» до «спекулятивного» уровня с «негативным» прогнозом и присвоило ему предпоследнюю степень надежности СС+ перед «мусорным» рейтингом, – говорит Владислав Жуковский. – В настоящий момент рейтинговые агентства Fitch, Moody’s и S&P удерживают рейтинг Испании на последних ступенях «инвестиционного» рейтинга BBB+/-, что позволяет держать долговые бумаги Испании в портфелях крупнейших международных инвесторов и спекулянтов – хедж-фондов, транснациональных коммерческих и инвестиционных банков, инвестиционных компаний. Но как только «большая тройка» рейтинговых агентств понизит рейтинг Испании до «мусорного» уровня, это автоматически спровоцирует волну распродаж долговых бумаг всех стран PIGS. Это нанесет мощнейший удар по европейской и международной валютно-финансовой системе и почти наверняка ввергнет мировую экономику в новую фазу глобальной рецессии».

Европейский кризис уже бьет по прибылям международных компаний, пишет The Wall Street Journal. На этой неделе крупнейшие американские корпорации – от Ford до Apple – продемонстрировали очень плохую отчетность по итогам второго квартала и обвинили в этом долговой кризис в Европе. И европейские транснациональные компании, такие как Arcelor Mittal и Glaxo Smith Kline, тоже заявили, что несут большие потери из-за кризиса. В целом, 60 % компаний из 195, входящих в индекс S&P 500, не смогли добиться своих целей по доходам, продажам и другим показателям.

Пострадали и банки: агентство Moody’s в среду изменило стабильные рейтинги 17 банков Германии на негативные. Среди банков, чьи прогнозы по рейтингам снижены, крупнейшие KB Deutsche Industriebank и Deutsche Postbank. По словам аналитиков, «изменены рейтинги банков, чья финансовая оценка зависит от поддержки государства или федеральных земель».

Дело дошло уже и до снижения рейтинга бумаг самого европейского фонда, который предназначен для помощи проблемным странам еврозоны. Агентство Moody’s ухудшило прогноз по долгосрочному рейтингу Европейского фонда финансовой стабильности со «стабильного» до «негативного», вслед за снижением суверенных рейтингов стран, выступающих гарантами фонда. Теперь осталось только изменить название фонда, грустно шутят эксперты.

Меньше пострадают страны БРИКС, хотя они тоже не застрахованы от европейских экономических проблем, говорится в исследовании Eurozone Exposure Index. Риски России (50-е место в индексе), ЮАР (49-е), Бразилии (62-е) и Индии (85-е) классифицируются как «высокие», а риски Китая (112-е) оцениваются как «средние».

Россия тоже получит свою долю европейской «ветрянки». Кризис, покоривший Европу, начал свой натиск на Восток, сообщили наблюдатели из Европейского банка реконструкции и развития. Пока обвала российской экономики не ожидается, но темпы ее роста в этом и следующем году наверняка упадут. Экономика России в следующем году вырастет на 3,3 %, прогнозируют аналитики банка, а в этом году ВВП страны вырастет лишь на 3,7 %, а не на 4,2 %, как ожидалось.

С этим прогнозом соглашается Минэкономразвития. А экономисты Центра развития НИУ-ВШЭ считают, что российская экономика исчерпала потенциал для роста, который был у нее после кризиса. Новый рост не сможет начаться из-за плохого инвестиционного климата даже при умеренно высоких ценах на нефть. И «закручивание гаек» в политике, которое началось после избрания Владимира Путина президентом, не воодушевляет инвесторов, а лишь ухудшает ситуацию.

Эксперты Центра развития разработали возможные сценарии, главным фактором которых является цена на нефть, сообщает агентство «Финмаркет». Если эта цена не вырастут до заоблачных показателей, то Россию ждет множество неприятных последствий – стагнация, девальвация и проблемы с платежным балансом. А рубль уже во втором полугодии ослабнет на 10-15 % – до 35 рублей за доллар.

Например, если еврозона не окажется в глубокой рецессии, и нефтяные цены останутся на уровне 100 долларов за баррель, то экономика России все равно быстро расти не будет. Но если ситуация в мире ухудшится, и нефтяные цены повторят динамику 2008-2009 годов, то российская экономика просто рухнет.