https://www.funkybird.ru/policymaker

Новому главе немецкой разведки нужно решить непростые задачи

Аналогом ЦРУ США в Германии является BND — Федеральная разведывательная служба. 1 января 2012 года ее возглавил Герхард Шиндлер. Перед ним стоят непростые задачи, среди них — улучшение имиджа спецслужбы.

Федеральную разведывательную службу (BND) с 1 января 2012 года возглавил Герхард Шиндлер (Gerhard Schindler). До назначения на этот пост он в министерстве внутренних дел ФРГ отвечал за борьбу с терроризмом. Предшественник Шиндлера, Эрнст Урлау (Ernst Uhrlau), 7 декабря 2011 года ушел на пенсию, отработав в должности главы немецкой разведки шесть лет. В Германии говорят о том, что новый шеф BND близок по своим политическим взглядам Свободной демократической партии. СвДП является младшим партнером христианских демократов по правящей в стране коалиции. Однако и среди оппозиционных политиков Герхард Шиндлер пользуется репутацией одного из ведущих экспертов в сфере безопасности и борьбы с терроризмом.

Даже известный своим критическим отношением к BND депутат бундестага от партии «зеленых» Ханс-Кристиан Штрёбеле (Hans-Christian Ströbele) не поскупился на комплименты в адрес нового руководителя BND. «Мне известно, что Герхард Шиндлер работал под началом многих министров, представлявших разные партии — от социал-демократов до христианских демократов. Это говорит в его пользу, потому что все они ценили его как эксперта», — пояснил Штрёбеле.

В МВД Германии Герхард Шиндлер считался сторонником жесткой линии в вопросах безопасности и был среди тех, кто выступал за продление до конца 2015 года действия законов по борьбе с терроризмом. Эти законы стали поводом для острых дискуссий в обществе, так как, к примеру, разрешают сотрудникам спецслужб запрашивать информацию о подозреваемых в террористической деятельности у банков или авиакомпаний.

59-летний Герхард Шиндлер намерен продолжить реформы, которые начал его предшественник. К их числу относится и перенос штаб-квартиры BND из Баварии в Берлин. Этот переезд призван повысить контроль за деятельностью Федеральной разведслужбы со стороны немецкого парламента. Кроме того, реформы предполагают сделать работу BND более открытой, что само по себе применительно к разведке звучит несколько странно. Причину здесь следует искать в серии скандалов, в центре которых в последние годы оказалась BND.

История основания 55 лет назад немецкой разведки до сих пор является предметом споров. Созданная как вспомогательная служба американского ЦРУ, BND сначала называлась «Организацией Гелена» — по имени возглавившего ее бывшего генерал-майора вермахта Райнхарда Гелена (Reinchard Gehlen). Гелен набирал сотрудников новой спецслужбы из бывших офицеров вермахта, не чураясь и тех, кто служил в гестапо и СС. 1 апреля 1956 года «Организация Гелена» была переименована в BND и перешла под юрисдикцию правительства ФРГ. В настоящее время независимая комиссия историков исследует темное прошлое некоторых сотрудников BND.

По окончании «холодной» войны Федеральная разведслужба должна была определиться со своей новой ролью. «Железного занавеса» больше не существует, нет и Советского Союза, Организация Варшавского договора распущена, коммунизм за одну ночь исчез», — констатировал тогдашний координатор BND в ведомстве федерального канцлера Бернд Шмидбауэр (Bernd Schmidbauer). Одновременно он предостерег: «Однако перед нами стоят новые угрозы и новые испытания».

Среди этих угроз Шмидбауэр назвал терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованную преступность, торговлю оружием, людьми и наркотиками, а также отмывание денег. Устранение этих угроз хоть и не напрямую связано с задачами Федеральной разведслужбы, но участие BND в их предотвращении предписывается соответствующим законом. В нем говорится следующее: «BND собирает и анализирует данные о других странах, имеющие значение для внешней политики и политики безопасности Германии».

«BND должна поставлять правительству информацию, которой его никто другой снабдить не в состоянии», — подчеркивает бывший глава Федеральной разведслужбы Август Ханнинг (August Hanning). Власти страны, по его словам, постоянно принимают решения в сфере внешней политики, обороны и безопасности, а для этого они нуждаются в достоверной и объективной информации. Тем не менее из-за спорных, а иногда и незаконных способов ее получения BND не раз попадала под огонь критики. Например, когда стало известно о том, что разведслужба в девяностые годы прошлого века вела слежку за критически настроенными журналистами.

Для расследования обстоятельств случившегося была сформирована специальная парламентская комиссия. Давний критик BND Ханс-Кристиан Штрёбеле назвал ее создание важным шагом на пути осуществления контроля над организацией, которая сама выполняет надзорные функции. «Я надеюсь, что это станет уроком для BND. Каждый из ее сотрудников должен быть готов к тому, что ему придется отвечать перед комиссией за все, что он делает», — заявил депутат бундестага.

После того как критические публикации о деятельности BND стали появляться на первых полосах немецких газет, критики разведслужбы все чаще стали задаваться вопросом о том, стоит ли аппарат из тысяч сотрудников расходов на его содержание? Ведь, несмотря на то, что BND обходится государству почти в полмиллиарда евро в год, Федеральная разведслужба, например, не смогла спрогнозировать такие важные события как недавняя смена власти в ряде арабских государств. То, что это не в состоянии были сделать коллеги немецких разведчиков в других странах, — слабое утешение.