https://www.funkybird.ru/policymaker

Грузия-Азербайджан: дружба, «шитая белыми нитками»

Перспективы установления долгожданного прочного мира в Закавказье весьма призрачны. Напротив, обстановка в этом регионе осложняется. Об этом свидетельствует недавнее заявление вице-спикера грузинского парламента Мачавариани, сделанное в ходе его визита в Азербайджан. По словам Мачавариани, Азербайджан и Грузия должны вернуть утраченные территории и восстановить территориальную целостность своих стран. Что кроется за этим пассажем, понять нетрудно. Азербайджан должен вернуть себе Нагорный Карабах, а Грузия – Абхазию и Южную Осетию, которые объявили о своей независимости после грузинской агрессии 2008 года.

Но вернуть утраченное можно только силой. И Мачавариани это прекрасно понимает. Выходит, его слова – это откровенный призыв к войне, к реваншу. Причем к войне, пламя которой заполыхает по всему Закавказью и будет иметь, без преувеличения, трагические последствия.

Надо сказать, что и президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно говорил о том, что Азербайджан никогда не смирится с потерей Нагорного Карабаха и не признает самопровозглашенную НКР (Нагорно-Карабахская республика), и если понадобится, прибегнет к силе.

Однако за этими словами пока не следуют конкретные опасные действия. Алиев достаточно осторожен, не забывает горькие для Азербайджана уроки войны начала 90-х годов, а главное , помнит, что именно его отец – покойный президент Гейдар Алиев – остановил войну в Карабахе, назвав ее безумием. Так что, воинственная риторика, к которой время от времени прибегает Ильхам Алиев, скорее, продиктована внутриполитической ситуацией в республике и призвана успокоить тех, кто (повторяя нападки оппозиции на президента) считает, что он смирился с потерей Нагорного Карабаха и тем самым предает интересы страны.

Однако осторожность не мешает Ильхаму Алиеву ускоренными темпами заниматься перевооружением армии, повышением ее боеспособности, которая во время войны 90-х годов оказалась «провальной». Сейчас азербайджанская армия получает современные самолеты, танки, лучшее стрелковое оружие. Помогают освоить эту технику инструкторы из Турции, которая для Азербайджана давно уже – союзник номер один.

Кстати, в недавно опубликованной в Тбилиси доктрине национальной безопасности Турция и Азербайджан названы ближайшими союзниками Грузии. Это, конечно, явное преувеличение и попытка выдать желаемое за действительное. Ни в Баку, ни в Анкаре Грузию ближайшим союзником не считают. Думается, даже Вашингтон, покровительствующий президенту Саакашвили (правда, в последнее время не очень довольный его действиями), не относит его к числу ближайших союзников, а просто использует в той игре, которую Соединенные Штаты ведут в Закавказье – стратегически важном регионе, богатом нефтью и газом, которых в Грузии, между прочим, нет.

США помогают Грузии перевооружать армию, американские инструкторы обучают грузинских солдат и офицеров методам современной войны, но в случае попытки Тбилиси спровоцировать военный конфликт и вернуть себе, как выразился Мачавариани, утраченные территории, рассчитывать на прямую поддержку США, непосредственное американское военное вмешательство — если развитие событий пойдет по силовому пути — Саакашвили не может. Тем более, что и Абхазия, и Южная Осетия признаны Россией в качестве независимых государств, а значит, Москва – гарант их безопасности.

Так в чем же смысл заявления, сделанного Мачавариани в Баку? Очевидно, официальный Тбилиси ищет союзников, которые помогли бы Грузии выйти из того тупика, военного и политического, в котором она оказалась после с треском провалившейся авантюры 2008 года. Найти надежных союзников после того, как Грузия под руководством Саакашвили и по его инициативе совершила неприкрытую агрессию и тем самым скомпрометировала себя в глазах мирового сообшества, очень нелегко. Вот и пытаются в Тбилиси заигрывать с Баку, делая ставку на «братство по несчастью» — ведь и Азербайджан чувствует себя ущемленным потерей Нагорного Карабаха.

Смысл сказанного Мачавариани таков : вот мы – два обиженных государства и должны быть вместе, «рука об руку» добиваясь справедливого решения проблемы утраченных территорий, и если нам их не вернут, мы должны воевать.

На самом деле никакой проблемы ситуация с Абхазией и Южной Осетией не представляет. Здесь все предельно ясно, «поезд ушел», как говорится. Проблема же Нагорного Карабаха действительно существует, уже многие годы она является предметом переговоров между руководителями Армении и Азербайджана (в последние годы между президентами Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном) при посредничестве России. Правда, пока «воз и ныне там» — найти желанный компромисс не удается, но тем не менее переговорный процесс продолжается, а значит надежды на мирное урегулирование, на взаимоприемлемое решение сложнейшей проблемы остаются.

Так что, попытка Тбилиси в лице Мачавариани сделать Баку своим союзником, основываясь на тезисе «утраченных территорий», сколь некорректна, столь и нелогична. Дружба, «шитая белыми нитками», и думается, обе стороны это прекрасно понимают.