https://www.funkybird.ru/policymaker

В Новый год без Тимошенко и без Европы

МИД Великобритании выражает глубокую озабоченность заключением экс-премьера и кандидата в президенты Украины Юлии Тимошенко и предупреждает, что это может негативно повлиять на подписание и ратификацию соглашения между ЕС и Украиной, говорится в заявлении британского министра по делам Европы Дэвида Лидингтона.

Печерский районный суд Киева в октябре приговорил Тимошенко к семи годам заключения за превышение полномочий при заключении газовых контрактов между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом». Защита экс-премьера обжаловала приговор, но апелляционный суд накануне огласил в полном объеме свое решение по апелляции Тимошенко на приговор по «газовому делу». Суд признал необоснованными заявления экс-премьера и ее адвокатов о том, что во время досудебного и судебного следствия она была лишена права на защиту.

«Я озабочен новостями о том, что киевский апелляционный суд оставил в силе решение об осуждении и заключении бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко», — отметил дипломат.

Он напомнил, что международное сообщество не раз обращало внимание официального Киева на выводы независимых экспертов, включая Датский Хельсинкский комитет, о том, что суд над Тимошенко прошел в нарушение целого ряда юридических норм.

«Наряду с другими продолжающимися делами против других бывших членов правительства, таких как бывший глава МВД Юрий Луценко, которого год держат под стражей без суда, данное решение ставит под вопрос приверженность Украины принципам ЕС в области демократии и верховенства закона. Это, в свою очередь, ставит под угрозу подписание и ратификацию соглашения о сотрудничестве ЕС-Украина», — указал британский министр.

От редакции:

На фоне событий в России и Казахстане мы несколько ослабили внимание к украинским делам, что понятно, но неправильно. При этом драматические события вокруг заключения Тимошенко находятся в майнстриме мировых новостей, наряду с казахстанскими расстрелами и московскими митингами.

Запад воспринимает суд над Тимошенко как политический. И удивляет странная ошибка администрации Януковича, который вместо дискредидации соперницы коррупционным скандалом с последующим мягким приговором, упорно делает из нее мученицу. Это процесс уже затормозил процесс евроинтеграции Украины, который должен был начаться уже осенью (и об этом мы уже писали).

И вот здесь намечается точка бифуркации, которая может самым роковым образом отразиться на мировой истории. Украина не может построить самодостаточной экономики, и не может сама стать центром притяжения — то есть она имеет исторический шанс только встроившись в какую-то уже существующую модель. Для Украины выбор — это ЕС или ЕврАзЭс. Но в ЕС Украину не берут в принципе, она может стать только частью европейского экономического пространства с неполными правами. Это унизительно, но в конечной перспективе имеет шанс на полноценную евроинтеграцию — когда-нибудь в будущем, как Турция, которая дожидается этого будущего уже четверть века.

В ЕврАзЭс Украину примут хоть завтра. Если нужно, то вчера. Без условий. С предоставлением преференций. Даже если завтра Юлию Тимошенко изжарят и съедят на Майдане Незалежности.

Но ЕврАзЭс — это «союз отверженных», то есть союз режимов, для которых даже разговоры о евроинтеграции нереальны и смешны. В «союзе отверженных» вообще не требуется унификации политических систем, законодательств, а права человека существуют только на бумаге, и вызывают понятную усмешку. Это очень рациональный и осмысленный союз режимов с недемократическими формами правления, и которые не стремятся что-либо менять. ЕврАзЭс обладает огромными ресурсами, в первую очередь природными, обладает уникальным географическим положением и неисчерпаемыми рынками.

Для Украины ЕврАзЭс — огромный соблазн, поскольку вступление в него практически моментально решает все проблемы, стоящие перед правительством Азарова: рынки, загрузка предприятий, перспективные разработки, энергоресурсы, дешевое сырье… Полагаю, что уровень жизни украинцев вырастет раз в полтора в первый же год.

Однако за все это придется заплатить — в первую очередь экономической независимостью, поскольку основные производственные фонды и существенная часть земель сельхозназначения резко поменяет хозяев — возможно, только с пользой для экономики, но уже без ставшего привычным «своя рука владыка». Для основной массы трудящихся Украины это навряд ли будет очень болезненно, а вот для ведущего слоя общества — очень. А вот что станет болезненным для всех — это неизбежная прививка «суверенной демократии» на украинскую почву. Некоторые приметы этого можно наблюдать и сейчас, но это лишь цветочки.

Разумеется, для россиян, белорусов и казахстанцев интеграция Украины в ЕврАзЭс будет не очень приятным сюрпризом — кроме тех, кто причастен к большому бизнесу и может рассчитывать на «украинский распил». В основном же ничего хорошего — рост цен до российского уровня, рост полицейщины, исчезновение информационного и политического «офшора», которым была Украина все последние годы.

При наличии такой перспективы слишком жесткая позиция Европы просто толкает Украину в объятия «союза отверженных». Хотя столь же скверной была бы полная интеграция Украины в ЕС. Может быть это скверно звучит, но самым предпочтительным было бы замораживание положения Украины между Востоком и Западом — и если это место будет найдено верно, то вполне возможно, что именно такое, по своему уникальное, положение Украины, открытой Востоку и Западу, будет тем самым украинским образом будущего, которое эта страна так и не может пока найти.

А.Б.