https://www.funkybird.ru/policymaker

Алексей Пушков: нас ждёт непростой год

Для бизнеса, для банков, для правительств 2012 год будет годом на грани нервного срыва

Нас ждет непростой год. Вслед за Израилем США предупреждают, что они готовы нанести военный удар по Ирану. Глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси уже заявил, что «в случае необходимости» военный удар по Ирану «будет нанесен». Под необходимостью генерал Демпси понимает официальную цель внешней политики США — не допустить появления у Ирана ядерного оружия. Со своей стороны, Иран продолжает настаивать, что его программа носит исключительно мирный характер, но на Западе в это наотрез отказываются верить. Министр обороны США Леон Панетта на днях заявил, что ядерное оружие появится у Ирана в течение года, если не раньше.

Назревает угроза новой большой войны на Среднем Востоке

Таким образом, не успели американские войска уйти из Ирака, как назревает угроза новой большой войны на Среднем Востоке. А ведь и старые войны еще не завершены. Только что в Багдаде прогремели 13 взрывов, и снова счет трупов — на десятки. До 2014 года США останутся и в Афганистане, при этом вывод войск в указанное время также не гарантирован. Все американские эксперты убеждены, что сразу после ухода воинского контингента НАТО в этой стране к власти вернутся талибы, а Карзай с его окружением поедут осваивать особняки в Дубае и других арабских эмиратах, которые они заблаговременно приобрели, понимая, к чему приведет уход иностранных оккупационных войск. Ситуация осложняется тем, что Барак Обама, который вообще не может похвастать большими успехами в своей внешней политике, сейчас оказывается еще более связан по рукам и ногам. Дело в том, что республиканские кандидаты и прежде всего бывший спикер Палаты представителей Конгресса США Ньют Гингрич, который сейчас занимает первое место в списке потенциальных кандидатов в президенты от Республиканской партии, очень резко критикуют Обаму за его ближне- и средневосточную политику и, в частности, за его якобы нежелание поддерживать Израиль, а также за якобы слишком мягкое отношение к палестинцам.

В то время как администрация Обамы пытается маневрировать между этими двумя началами, республиканские кандидаты требуют безоговорочной и полной поддержки Израиля — так, как это было во времена Джорджа Буша-младшего. Более того, они настаивают на том, что если Израиль решится на военный удар по ядерным объектам Ирана, то США должны будут его автоматически поддержать. Понятно, что в таких условиях говорить о взвешенной политике США не приходится. Она становится заложницей острейшей внутриполитической борьбы в этой стране. При этом республиканские кандидаты (в частности, Митт Ромни) выступают против того, чтобы Палестина была образована в границах 1967 года, хотя именно к этому призывают ООН и сама администрация Обамы. Т. е. мы видим очень жесткое давление на действующего президента США, что с высокой степенью приведет к новым агрессивным действиям США в этом регионе.

Для бизнеса, для банков, для правительств 2012 год будет годом на грани нервного срыва

Вести с экономических фронтов также тревожные. Несмотря на некоторое оживление в США, глава МВФ Кристин Лагард переполошила и финансистов, и политиков, в сердцах бросив: «Идет глобальная рецессия». Ре-цес-сия — это жесткое и неблагозвучное слово распалось на не менее жесткие слоги, которые застучали по мраморным полам МВФ, как костяшки рассыпавшегося домино. «Рецессия, рецессия», — враз зашумели все мировые агентства и телеканалы. И это — не шутки: рост в Китае и Бразилии, этих двух локомотивах мировой экономики, к концу этого года замедлился; пророки-экономисты, давно предупреждавшие о второй волне кризиса, упиваются верностью своих предсказаний. В Европе никак не найдут выхода из охватившего ее долгового кризиса. А значит, и для бизнеса, и для банков, и для правительств 2012 год будет годом на грани нервного срыва. Впрочем, наши ближайшие экономические перспективы выглядят лучше: нам предсказывают четырехпроцентный или даже больший рост, инфляция пошла на убыль, безработица сильно упала.

Но в России, вслед за бурными выборами в Думу, теперь — выборы президента, а вокруг них — новое кипение страстей. При этом наши западные партнеры, как показало нашумевшее заявление Хиллари Клинтон, не намерены оставаться в стороне. Новое напряжение между Москвой и Вашингтоном об американской ПРО в Европе накладывается на тупик в переговорах. Мы подчеркиваем, что готовы к ответным мерам, но предпочли бы переговоры. США подчеркивают, что не позволят России наложить вето на их планы. И уже никто не вспоминает о «перезагрузке», словно ее и не было. Она явно «зависла», и возникает вопрос: а не пора ли «перезагрузить» саму «перезагрузку»? Однако в предвыборный год в США сделать это будет особенно трудно. Администрации Обамы приходится отбиваться от нападающих на нее республиканцев, обвиняющих ее в мягкости по отношению к России. В Москве же чувствуется нежелание идти навстречу США после того, как многие наши шаги в этом направлении были восприняты в Вашингтоне как должное, но не более того.

Совершенно очевидно, что в США очень сильны настроения против Путина

Можно предположить, что важнейшим камнем преткновения между Россией и США в следующем году будет ситуация вокруг Ирана, поскольку Вашингтон со всей очевидностью будет усиливать давление на эту страну и, возможно, даже готовить политические условия для нанесения военного удара по Ирану. Наверняка он обратится к России за поддержкой в этом сверхважном для него вопросе. Можно предположить, что в России этот подход не найдет понимания, поскольку российская дипломатия постоянно настаивает на том, что иранская проблема должна быть решена дипломатическими и политическими средствами. И вряд ли Москва после войны в Ираке и особенно после войны в Ливии, где США и НАТО злоупотребили российской позицией в отношении резолюции ООН № 1973 и начали войну, которую данная резолюция не санкционировала, будет поддерживать подобного рода резолюции в отношении Ирана или Сирии. Таким образом, иранская и сирийская проблемы будут разводить Москву и Вашингтон по разные стороны.

Кроме того, ситуация осложняется президентскими выборами в России. Совершенно очевидно, что в США очень сильны настроения против Владимира Путина, так что многие влиятельные круги и фигуры в США не хотели бы его возвращения в Кремль в качестве президента России. Хиллари Клинтон уже выступила по поводу думских выборов в России. Можно предположить, что такого рода заявления, которые рассматриваются в Москве как вмешательство во внутрироссийские дела, не будут последними. Можно также предположить, что американские массмедиа будут всячески нагнетать обстановку вокруг президентских выборов в России, особенно с учетом митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, для организаторов которых лозунг «Россия без Путина» был главным. В случае избрания Владимира Путина президентом России он вряд ли сможет закрыть глаза на ту кампанию, которая с высокой степенью вероятности будет вестись против его избрания. Этот политико-психологический момент также не обещает легких времен в российско-американских отношениях.