https://www.funkybird.ru/policymaker

Басилашвили: власть надо менять чаще

В противном случае тирания неизбежна

Замечательный петербургский актер Олег Басилашвили известен так же и как человек, неравнодушный к происходящему в его родной стране. В перестройку он, будучи депутатом Верховного Совета СССР, активно выступал за свободу слова и свободу выборов. Позже, да и до сих пор, участвует в благотворительных акциях, помогая малоимущим коллегам и детям-сиротам не только словом, но и материально; борется — там, где требуется — за справедливость. Как это случилось недавно с многострадальным Домом ветеранов сцены. Именно благодаря вмешательству Олега Валерьяновича новое городское правительство занялось, наконец, проблемой капитального ремонта старых корпусов, не в ущерб постояльцам…

С народным артистом СССР, Гражданином России Олегом Басилашвили мы беседуем об итогах уходящего политического года.

«СП»: — Позвольте, Олег Валерьянович, сразу, что называется, «с места в карьер»: вы участвовали в прокатившихся по стране после выборов 4 декабря массовых митингах протеста?

— Да, конечно. Как только позволило время (а у меня сейчас график достаточно напряженный — спектакли, киносъёмки), я отправился на митинг, проходивший в Петербурге 24 декабря на Пионерской площади.

«СП»: — И что можете о нем сказать: «стихийный порыв толпы», как оценил их один из кремлевских деятелей средней руки?

— Публика была очень разная с точки зрения возраста, устремления людей. Что порадовало так это то, что было много молодежи. И абсолютно точно все пришедшие в тот день на площадь — не толпа! По отношению друг к другу люди были настроены в высшей степени доброжелательно. Разных взглядов, политических и религиозных устремлений, видов на будущее устройство России и тому пути, по которому нужно идти стране, участники митинга, тем не менее, не «прессинговали» один другого, а внимательно выслушивали. Если спорили, то спокойно, аргументировано. Подобное стало возможным, на мой взгляд, по одной простой причине: все они любят свою Родину и уважают друг друга, предполагая в каждом — человека с совестью. Что, признаюсь, мне очень приятно.

«СП»: — Вы сами выступали с трибуны?

— Я не выступал. И на митинг, кстати, пошел по собственной инициативе, никто меня специально не приглашал. Стоял вместе со всем народом. Да, меня узнавали. Но о моей профессии, моей актерской популярности никакой речи не было. Все слушали ораторов, а между собой (и со мной, и я со всеми) разговаривали о будущем. Я полагаю, что эти митинги — обнадеживающее начало образования гражданского общества в России. Такого общества у нас никогда, по-моему, ещё не было. Все начинания и свободы спускались россиянам сверху: от царей Ивана Грозного, Петра Первого до диктаторов Ленина, Сталина и генсека Горбачева. Все свободы нам были дарованы «с барского плеча». А после смерти каждого из «дарителей» Россия, взлетавшая было вверх, стремительно неслась вниз. Вот и после Горбачева с Ельциным наши права стали сворачиваться, начали опять «падать вниз». И вот сейчас, отстаивая свои права, «эстафету свободы» впервые в истории страны подхватил народ.

«СП»: — А правящая власть заверяет, что все митинги — есть «провокация оппозиции», которая в свою очередь, считает народные массы, то есть, нас с вами, «аморфным овощем», «хорьками» — чему свидетельство опубликованные на днях в СМИ явно не без участия Кремля телефонные разговоры одного из лидеров оппозиции Бориса Немцова…

— Во-первых, люди, народ — это и есть оппозиция. В общей сложности 50 миллионов человек вышли в декабре на площади — их всех что ли подговорили на это? Во-вторых, я не читал публикаций о высказываниях Немцова. Но хорошо Бориса знаю. На мой взгляд, он добропорядочный и умный человек. Может быть, называя кого-то «хорьками», он делал это в шутку или иносказательно? Вкладывал совсем иной смысл, чем кому-то показалось?

«СП»: — Есть точка зрения, что ничего хорошего от этих митингов ждать не приходится, могут и к новой революции привести.

— Да, такое может быть. Если и не революция, то что-то «пожарное»…

«СП»: — А нам, россиянам, оно надо?

— Не надо. Я полагаю, что руководство РФ должно создать все необходимые условия для того, чтобы все вопросы обустройства России, все дебаты на этот счет совершались не на площадях и набережных, а в Государственной Думе. Для этого там должны присутствовать представители всего российского многонационального населения, всех народностей. И, конечно, всех партий.

«СП»: — Правящая партия «Единая Россия» во время минувших декабрьских выборов потеряла голоса, но все равно сохранила в Думе большинство. При этом среди её представителей – известные спортсмены, а также актеры и режиссеры, прежде, казалось бы, далекие от общественно-политической жизни…

— Я и хотел сказать, какой должна быть наша Дума. Вспомните, сколько интересных людей родил в свое время Съезд народ депутатов СССР и Первый съезд народных депутатов РФ, сколько они сумели сделать! Сейчас этого нет, потому что депутатский корпус представляет собой нынче, в соответствии с выбором Кремля, однообразную серую массу.

«СП»: — К слову, а почему вы сами не баллотировались в Госдуму или хотя бы в питерское законодательное собрание?

— Мне уже 78 лет, и я – актер — должен заниматься своим ремеслом. Но, главное, полагаю, в том, что идти в депутаты должны специалисты. Время «думских» актеров, спортсменов прошло. Необходимы профессиональные политологи, юристы. Сейчас не 1990-е годы, когда митинговая волна подхватила и понесла всех и вся. Другое время, требующее специалистов.

«СП»: — Как вы оцениваете работу лидера партии власти Владимира Путина за прошедшие с 2000-го годы? Я, например, услышала недавно от одного историка: «Все его ругают, а ведь при нем мы совсем неплохо стали жить».

— А в чем же лучше стало жить? Не понимаю. Цены на всё и вся постоянно повышаются. Инфляции нет конца. Большинству россиян денег хронически не хватает просто на жизнь – хлеб, мясо, одежду. Машин стало больше у граждан? Да, люди выворачиваются, кто как может, чтобы приобрести пусть не новую, часто далеко не современную, но «рабочую лошадку»… На самом деле, многое из того, что доступно сегодня россиянам — плоды тех реформ, которые начинал в 1990-е Егор Гайдар. Плоды работы Бориса Ельцина и его правительства. Здесь и свобода выезда российских граждан за рубеж, и свобода валютных операций, и частная собственность. Мы пользуемся сегодня теми благами, которые были дарованы нам до Путина. Он сам поруководил уже более чем достаточно. Я вообще считаю, что любой руководитель, будь он даже семи пядей во лбу, не должен быть у власти больше 8 лет. Это – предел. Ибо после этого в мозгу любого человека происходят необратимые изменения. Власть развращает, и человек медленно, но верно превращается в диктатора. В современной мировой истории таких примеров хватает. Потому в цивилизованных странах (нет, лучше сказать – благоразумных) сроки руководства ограничены 4-5 годами. Либо — двумя сроками. Единственным человеком за последние 100 лет, которого избрали на третий срок, стал президент США Рузвельт. Да и то случилось это во время второй мировой войны. А у войны, как известно, свои законы.

«СП»: — Нынешний премьер Путин вроде как начал меняться. Явно с его подачи президент Медведев объявил о возвращении губернаторских выборов, о создании Общественного телевидения…

— И общенародное телевидение, и свободных губернаторских выборов, вместо назначения глав регионов, потребовал не Путин, а народная площадь — митинги. К слову, что касается так называемого общественного телевидения. Оно у нас уже было. При Ельцине. Вспомните – ОРТ. Нынешний 1-й канал. Куда только делось, вот вопрос! Ещё раз: каким бы прекрасным не был человек, какими бы замечательными качествами он не обладал, он не может и не вправе решать за всю страну. А чтобы решать — нужна Государственная Дума, избранная на честных, открытых, прозрачных выборах.

«СП»: — Итак, подводя итоги уходящего года…

─Уходящий 2011-й год порадовал возросшим самосознанием народа. Первой ласточкой стал в этом отношении отказ губернатора Петербурга от возведения 400-метрового монстра Охта-центра в исторической перспективе Петербурга.