https://www.funkybird.ru/policymaker

Политические итоги года: избавление от иллюзий

Главными итогами года для меня стали развеянные в последние несколько месяцев иллюзии. Сначала одну развеял Медведев, обманувший ожидания многих наивных людей, что сможет убедить Путина в нецелесообразности баллотирования на третий срок. Одновременно еще одну сам Путин – что у него хватит мудрости отказаться от третьего срока. Что ж, извечная интеллигентская забава – выдавать желаемое за действительное.

Затем для меня стала неожиданной реакция москвичей на массовые нарушения на выборах. Точнее, их реакция на наглость, с которой все это делалось, и на хамский ответ властей после справедливого возмущения. Я, честно говоря, не ожидал такой прыти от «хомячков». Так я отказался еще от одного стереотипа, что интернетская публика, в массе своей, глубоко безразлична ко всему, кроме своих «примочек». И никогда не покинет уютного домашнего компьютерного пространства, чтобы, ради восстановления попранного человеческого достоинства, выйти с протестом в снежно-дождливый декабрьский реал.

Я увидел там лица детей тех, кто защищал в августе 1991 года Белый дом. И они были такие же светлые и умные. Особенно на контрасте с физиономиями недавно оккупировавших Москву обманутых «борцов с оранжевой революцией». Правда, нельзя было не заметить и серьезного социального расслоения между ними.

Еще одна иллюзия, которой, по правде говоря, и не было, скорее наоборот – оппозиция оказалась способна хотя бы на время договориться, политики как будто готовы уступить пальму первенства гражданам. Но уже на втором митинге, который состоялся на проспекте Сахарова, политики попытались взять реванш, оседлать «толпу» и показать — кто здесь всадник, а кто лошадь. И поэтому веры в то, что общегражданский протест продлиться долго и увенчается успехом, у меня по-прежнему нет. Ибо лозунг «Долой Путина!» соберет меньше сторонников, чем — «За честные выборы!».

Тем временем, в России появился новый лидер – Алексей Навальный. И протестное движение сразу раскололось на тех, кто «за» и «против» этой харизматической личности, появившейся неоткуда и зовущей неизвестно пока куда. Понятно, что — на «Кремль», но зачем? Кого-то Навальный напугал –в толпе, но вряд ли пока — в Кремле. Хотя, пожалуй, это единственный политик, кто попытался – и не без успеха – соединить, казалось бы несоединимое: Удальцова и Ходорковского, либералов и националистов. Ведь обратите внимание — «один за всех и все за одного» — это лозунг с Манежной площади декабря 2010 года.

Кроме Навального, все остальные лидеры, как старые анекдоты – «с бородой». Им, возможно, не дано ступить на «землю обетованную». Они, или, если угодно, мы — как выразился один человек -«навоз истории». Если не принюхиваться, то можно и нужно примириться с этим предназначением. Мы -я беру достойных, на мой вкус, людей своего поколения – старались всю жизнь оставаться порядочными и быть внутри культуры и такими же воспитывать своих детей. И здесь, я надеюсь, все же преуспели. И мы уже видим кое-какие результаты. Но это, тем не менее, не «наша война». Мы должны уступить место молодым. Странно все-таки было бы видеть при Бородино отца Андрея Болконского на лихом коне впереди своего сына.

И мы должны привыкнуть и примириться с мыслью, что возможно нам не удастся увидеть в полной мере результаты трудов своих. Реальнее всего, что у нас, лично, не получится еще вырваться из порочного, фатального, замкнутого круга российской истории, разрубить узел этой унизительной предопределенности. Но «этот день мы приближали, как могли». Хотя, может, нам еще и повезет.

Но не будем гадать на кофейной гуще в «Шоколадницах» и «Кофеманиях», не будет угадывать будущее. Просто, в канун Нового года и Рождества принято высказать пожелания. В данном случае, как ни странно – не хотелось бы просить чуда. А, во-первых, пожелать — не киснуть. И, во-вторых, понять наконец – «на раз» ничего не делается. Это нетерпение и инфантильность, вера в волшебство под стать Иванушке-дурачку.

Всего уразуметь-то нужно две вещи: не требовать одновременно всего, но и, как только очередное «щучье» желание не исполнится, не «забивать» сразу на все.