https://www.funkybird.ru/policymaker

Первые итоги арабской смуты

2011 год был щедр на самые различные события от природных и техногенных катастроф до значительных социально-политических, военных процессов. Год был жесток, хотя мировое сообщество ещё и не достигло дна глобального кризиса. Основные события впереди. Попробуем подвести главные итоги арабской смуты.

Первые массовые протесты и волнения начались в Тунисе ещё в декабре 2010 года. Ситуация в стране была типичной для большинства государств планеты: коррупция, самоуспокоенность политической элиты, ухудшение экономической ситуации в связи с мировым кризисом, безработица, недовольство сложившейся ситуацией молодёжи и т. д. Поводом к началу массовых акций протеста послужило самосожжение уличного торговца Мохаммеда Буазизи (17 декабря 2010 года). Дальше события развивали по довольно простому алгоритму: мирные акции протеста, которые вскоре выливаются в нападения на правительственные здания, полицейские участки — полиция их разгоняет — в процессе люди получают ранения, гибнут (в некоторых странах замечены неизвестные «снайпера», боевики, которые убивают демонстрантов и представителей силовых структур, чтобы усилить накал борьбы) — мировые СМИ поднимают шум, обвиняют режим в «жестокости» — власть объявляет о «хулиганах», просит вести себя «правильно» и одновременно идёт на уступки, объявляет о реформах, идут перестановки в правительстве. В результате страна идёт в разнос, её структуры рушатся снизу и сверху. Дальше ситуация зависит от воли и ума лидера и его способности управлять страной, и от заинтересованности внешних сил в смене режима. Если лидер сильный, как Каддафи, ситуация перестает в военное противостояние. Если слабый, как президент Туниса — Бен Али, он уступает государство практически без боя. Огромное значение имеет интерес внешних сил, если страна ключевая, её снос давно предрешён, будут давить по всем направлениям, вплоть до прямой военной интервенции. В том случае, если государство на периферии или его режим пока не собираются уничтожать (к примеру, Бахрейн), акции протеста освещаются мало, мировое сообщество смотрит сквозь пальцы на подавление митингующих.

Особенностью волнений стало активное использование современных средств коммуникации — мобильная связь, интернет, социальные сети. Кроме того, огромную роль играли и продолжают играть СМИ, вроде катарского телеканала Аль-Джазира. Они формируют общественное мнение, делают чёрное белым и наоборот, выпячивают одни события, замалчивают другие и т. д.

За свержением президента Туниса Бен Али, последовала революция в Египте. Волнения в той или иной мере затронули все страны региона от Мавритании и Марокко до Омана и Сирии. Наиболее кровавые события произошли в Ливии — гражданская война и иностранная военная интервенция, Йемене — гражданское противостояние, Сирии.

Первые итоги

— Укрепление позиций радикального ислама Позиции исламистов (сторонников отмены светских начал, «очищения» ислама, строительства единого «Великого халифата») усилились в Марокко, Ливии, Тунисе, Египте, Иордании и ряде других стран.

— Саудовская Аравия и Катар строят «Великий халифат» («Суннитский халифат»). Этот процесс идёт на базе Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в него входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. К этому блоку притягивают королевства Иорданию и Марокко, а также Египет. На очереди Йемен, Ливан (после уничтожении Хезболлы), Сирия (после свержения режима Башара Асада). Турция пока в союзе с Эр-Риядом и Дохой, но имеет свой взгляд на этот процесс.

Врагами «Великого халифата» являются светские авторитарные режимы. Поэтому монархии поддержали революцию в Египте и войну против Ливии — были устранены их региональные конкуренты. Другие конкуренты суннитов также под ударом — режим алавитов в Сирии и шиитов в Иране.

США и Лондон поддерживают этот процесс, суннитские монархии являются их союзниками в модернизации исламского мира, против Ирана, Сирии. В долгосрочной перспективе «Великий Халифат» должен стать врагом Индии, Китая, России и оказывать давление на Европу. Поэтому, Вашингтон усиленно вооружает монархии.

— Усиление религиозного фактора. Противостояние по линии сунниты — шииты, сунниты — алавиты, мусульмане — христиане (в основном в Египте), мусульмане — иудеи.

— Курдский фактор. Арабская смута возродила мечты курдов о своём государстве, помогла и война в Ираке, у них есть свой форпост — Иракский Курдистан. Курдскую карту могут разыгрывать почти все силы региона — Тегеран, Иерусалим, Эр-Рияд и Доха, Анкара. Кроме того, играют на этом поле и англо-саксы.

— Геноцид. В долгосрочной перспективе регион ждёт массовое сокращение населения. Первые вспышки мы уже видели и видим. Уничтожали чернокожих и сторонников Каддафи в Ливии, бегут из Египта христиане, жестокие бойни происходят в Сирии (причём, жестокие массовые убийства совершают «оппозиционеры»).

— Проект авторитарных светских режимов, которые сочетали в своей политике национализм, исламизм, социализм исчерпал себя. Осталось только два значимым режима — в Алжире и Сирии, но они под ударом и вопрос времени, когда их уничтожат.

— Иран пытается реализовать свой проект халифата, во главе которого будут шииты и их союзники. Но соотношение сил не в пользу Тегерана — против него играют англо-саксы, Израиль, суннитские монархии, Турция. Ситуация накалилась до такой степени, что войны можно ожидать в любой день — некоторые эксперты считали, что она может начаться на это Рождество. США и Израиль ищут повод к войне. Один из сценариев начала войны уже озвучен: США, ЕС и их союзники вводят режим жестких санкций против Ирана — Тегеран перекрывает Ормузский пролив — американцы и евреи наносят удар по атомным центрам и другим стратегически важным объектам, уничтожение, которых отбросит развитие страны на несколько лет назад.

— Турция реализует план строительства своей империи. Для этого поссорились с Израилем — врагом всех мусульман. Видимо, в том или ином виде турки готовы принять участие в войне с Сирией и Ираном. В дела Сирии турки уже сильно влезли — помогают сирийским мятежникам, представили свою территорию для базирования, через турецко-сирийскую границу перебрасывают оружие, ввели режим санкций против Дамаска.

— В Йемене, после ухода Салеха, ситуация относительно стабильная, если её так можно охарактеризовать (стабильное, верное падение). Саудовская Аравия прилагает все усилия, чтобы не допустить мощной вспышке, но Эр-Рияд не всесилен. Слишком много противоречий. Есть большая вероятность, что страна распадется, как минимум на две части — Север и Юг и угроза масштабной бойни.

— Сирия пока держится за счёт верных частей армии и сил безопасности, при поддержке Ирана и России. Но ситуация складывается не в пользу Асада и алавитской общины. Если режим свалят, жертв будет больше, чем в Ливии, возможен раскол страны на несколько частей.

— Ирак. Вывод американских войск дестабилизировал ситуацию в Ираке. Обострилось противостояние шиитов и суннитов, особняком стоят курды (Иракский Курдистан де-факто независим). Начало гражданской войны в Ираке может оказать огромное дестабилизирующее значение на соседние страны — Иран, Саудовскую Аравию, Сирию, Турцию, Ливан, Израиль.

— Египет. Власть в стране постепенно захватывают исламисты. Экономика деградирует, источники дохода иссякают. Христиане бегут, т. к. понимают, что страна идёт в разнос. Десятки миллионов людей стоят перед фактом, что вскоре им нечем будет просто питаться. Туристическая отрасль в кризисе, который только усугубляется — постоянные волнения, нападения на туристов, угрозы исламистов ввести шариат и уничтожить пирамиды, не могут вызвать прежнего притока туристов. Газопровод в Иорданию и Израиль уже раз 10 взрывали, Иерусалим принял стратегическое решение максимально быстрыми темпами развивать свои месторождения в приморской зоне. Режим Каддафи свалили, а тысячи египтян ездили туда на работу. Будущее Египта весьма мрачно и кроваво, учитывая факт 80-миллионого населения этой страны.

— Ливия. Страну ждёт новый виток резни и развал, т. к. просто больше некому примирять массу племен, группировок различного уровня дикости и с разным уровнем вооружений. Другой сценарий будущего Ливии также печален (для основной массы населения), исламисты создадут эмират в составе будущего «Великого халифата». Но для этого им придётся подавить сопротивление сепаратистов, сторонников западного пути развития, ряда племён.

Таким образом, ясно, что 2012 год для Ближнего и Среднего Востока, будет как минимум, не менее богат на события, чем прошедший 2011 год.