https://www.funkybird.ru/policymaker

Год идеального шторма

Трудно не признать — конец 2011 г. полон не самыми радужными новостями. Ближе к осени экономики разных стран мира, точно флот судов посреди океана, сбились в кучу в ожидании нового большого шторма. Российский корабль — среди них. Наше положение — лучше многих других, постройка оказалась прочнее, чем предполагали. Но в случае чего можем угодить в общую воронку. Вопрос: какой глубины пропасть и хватит ли мощности моторов, чтобы вовремя отойти от края?

Маршевый двигатель

Бурю предсказали давно, она приближалась шаг за шагом. Сначала в 2008 г. эксперты аккуратно говорили о «мировой рецессии», которая года через три-четыре — прервётся. С осени 2011 г. даже очень осторожные в высказываниях экономисты с мировым именем твердят про всё большую вероятность второй Великой Депрессии. Провозвестник нынешнего кризиса, профессор Н. Рубини и вовсе заявил — в 2012 г. мировая экономика угодит в «идеальный шторм». То есть в катастрофу, по силе — как девять девятых валов.

Что хорошо: если нас и накроет, не завтра. Иногда говорят «рано радоваться», сейчас — рано пугаться. Тучи пока сгущаются на дальних горизонтах. Скорее всего, весь 2012 г. молнии будут бить вдалеке от российских границ. Хотя кое-кто из капитанов уже приготовил спасательный круг. Аналитики шутят: осенью из корпорации «Российская власть» сбежал главный бухгалтер. Экс-министр финансов А. Кудрин — только первая ласточка. Ясно, чем сильнее тряхнёт экономику, тем больше людей осыплется с верхотуры. Может статься, из нынешних — не останется никого.

Но пока одни раскачивают лодку, другие спрыгивают за борт, большинство понимают — удирать некуда. Корабль на всех один и нужно как можно лучше готовить его к возможной встряске. В каком состоянии российская экономика встречает 2012 год? Где могут открыться течи, какие элементы конструкции надо укрепить в первую очередь?

Чем крупнее судно, чем мощнее его силовой агрегат, тем легче пережить шторм. С размерами всё в порядке. По номинальной величине ВВП, которая в 2011 г. достигла 14,8трлн. долл., Россия — 11-я экономика мира. С пересчётом по паритету покупательной способности — шестая и вторая в Европе после Германии. Население РФ совместными усилиями генерирует ВВП размерами с полторы экономики Южной Кореи, две с половиной — Австралии, шесть экономик Бельгии, десять — Израиля, Португалии или Арабских Эмиратов.

Хорошо, что корабль огромный, мотор мощный, но этого мало. Деньгами надо распорядиться с умом, иначе часть энергии уйдёт в пустоту. Тут всё устроено просто. Государство у нас работает по принципу барина времён крепостного права. Оно основной собственник в экономике, оно же — главный работодатель, оно и основной получатель дохода. Примерно 40% произведённого в РФ ВВП государство — через налоги — забирает в бюджет. В следующем году около 12 трлн. руб. достанется федеральному центру, ещё 8трлн. руб. — пойдёт в казну регионов.

Стричь купоны несложно: благо 90% валового продукта страны генерируют 26 крупнейших корпораций. Худо-бедно справляются. Как-никак, почти все корпорации сырьевые, РФ — крупнейший в мире поставщик газа и нефти, а цена производимого в мире чёрного золота в 2011 г. достигла 3 трлн. долл. — это 5% всего мирового ВВП.

В чём загвоздка? Вся остальная экономика, за исключением 26 особо важных хозяйствующих субъектов, идёт в качестве необязательного дополнения. Многим оказавшимся за бортом предприятиям это даже удобно. Можно сесть на шею нефтегазовому бюджету. Вот показательные цифры: в последние два года объём государственных средств на поддержку убыточных компаний — 4-5% ВВП (1,8-2 трлн. рублей). Для сравнения: в США антикризисная помощь в 2011 г. составила 0,4% ВВП, в Японии — 0,6%, в Британии — 0,7%.

Только если бы деньги действительно шли на помощь реальному сектору! Но основные получатели — все те же мутные госкорпорации. Например, «Инновационный центр «Сколково», о деятельности которого до сих пор не известно ничего вразумительного, в 2011 г. получил 15 млрд. рублей. Это — седьмая часть всей господдержки сельского хозяйства, половина от дотаций на строительство железных дорог.

Кабинетные миллиардеры

Вобщем, эффективность чиновничьих расходов на поддержку дружественных предприятий общеизвестна. Президент Дм. Медведев упомянул — за год крадут триллион рублей, аналитики уверены — оценка главы государства очень оптимистична. Примеры знакомы любому. Вот свежая история — чтобы посмеяться под Новый год. На развитие всех технопарков и наукоградов РФ в 2011 г. правительство потратило — 17,5 млрд. рублей. На закупку мобильного телерадиокомплекса для Олимпиады в Сочи Минсвязи запросило из бюджета — 12 млрд. рублей. Это — за несколько спецавтомобилей. Между прочим, в переводе на японскую валюту столько стоила сданная в 2011 г. новая телебашня в Токио высотой 634 метра.

Так что КПД госбюджета — невысок. И с годами — только падает. Потому что система управления — все рычаги и шестерёнки государства — давно работает в основном сама на себя. Все слышали по ТВ, как последние три с половиной года из капитанской рубки то и дело раздаются громкие окрики — то право, то лево руля. Порой: полный вперёд, курс на модернизацию! А махина всё стоит на том же месте.

Похоже, чем громче верховная власть кричит о борьбе с разного рода злоупотреблениями, тем ниже реальный выхлоп от бюджетных средств. Причина известна. Как прикажете бороться с собственной тенью? На федеральном уровне — трудно найти бедного министра, главу департамента или депутата. Скажем, зампред правительства И. Шувалов — на госслужбе с 1997 года. Работал в Минимуществе, затем и аппарате правительства. Прошлогодний доход его семьи — 387,5 млн. рублей. Супруге принадлежит дом в Австрииплощадью 1,4 тыс. кв. м, три автомобиля «мерседес», один — «ягуар». ПредпринимательВладимир Коган — провёл на госслужбе 2005-2011 годы. Сначала в Госстрое, где курировал возведение Петербургской дамбы, затем директором департаментаМинрегионразвития. В 2010 г. его доход составил 821 млн. руб., общее состояние — 550млн. долларов.

Многие федеральные служащие объясняют своё выдающееся финансовое благополучие тем, что пришли из бизнеса. Другие — просто помалкивают. Зато на региональном уровне — давно не стесняются вообще ничего. Например, сыновья президента Татарстана — совладельцы группы компаний, зарабатывающей каждый пятый рубль в республике. Выручка за 2010 г. — 340 млрд. рублей! Жена губернатора Приморья С. Дарькина, актриса краевого драматического театра Л. Белоброва, в 2010 г. задекларировала годовой доход — 1,073 млрд. руб. (это — 89 млн. руб. в месяц). Для справки: в том же году на содержание всех 12,8 тыс. приморских работников культуры местный бюджет потратил — 1,9 млрд. рублей. Значительно богаче г-жи Белобровой — только одна женщина в России. По странному совпадению — тоже губернаторская жена. Это супруга экс-мэра Москвы Ю. Лужкова — Е. Батурина, в 2009 г. получившая доход — 31 млрд. рублей.

Магистральная линия

Ясно, мотор корабля экономики надо чинить, лучше — менять на новый. Рычаги управления — чистить до блеска. Следующий вопрос — в каком состоянии топливная система? Прежде всего банки, отвечающие за перекачку денег — горючего экономике. Труба широка. Вот цифры: население заняло у банков 2,5 трлн. рублей. Тогда как собственных накоплений им доверили — более 11 триллионов. Для сравнения: предприятия держат на банковских счетах только 8 трлн. рублей.

Банковская система — зеркало российского госкапитализма. В кризис доля госбанков, включая те, что принадлежат региональным властям, превысила 50%. Частный сектор — всё жиже. Тем не менее в кризис недурно устроились и те и другие. В 2010 г. общая прибыль российских банков составила 495 млрд. руб., за первые 10 месяцев 2011 г. — 758млрд. рублей.

Все банки не обделены вниманием ЦБ, накачивающего систему сотнями миллиардов рублей. Но некоторые организации — равнее других. В 2008 г. у многих перехватило дыхание при известии — спасение тонущего частного банка «КИТ Финанс» обошлось госбюджету в 135 млрд. рублей. Но в 2011 г. — рекорд побит. Банк ВТБ приобрёл частныйБанк Москвы. Его прежнее руководство, не горевшее желанием избавляться от собственности, запустило финансовую бомбу. Вдруг обнаружились катастрофические долги, которые покрыло государство, предоставив ВТБ экстренную помощь в 295 млрд. рублей.

Так что — финансовый трубопровод российской экономики работает. Но под шумок немалую часть топлива — сжигает на собственные нужды. В какие ещё заглянуть узлы и отсеки? Например — не помешает проинспектировать продовольственные запасы. Благо хоть тут — не стыдно. В аграрном плане 2010 г. порадовал, крестьяне поставили несколько рекордов. По экспорту пшеницы — вышли на второе место в мире. Собрали рекордные урожаи рапса (1,1 млн. т), подсолнечника (8 млн. т) и сои (1,45 млн. т). Сахара из собственной свёклы выпустили так много, что впервые с царских времён — начали экспорт за рубеж. Хотя в продовольственном отсеке не всё гладко. По-прежнему падает производство говядины, неладно с надоями молока. Многое предстоит подтянуть. Например, перед революцией 1917 г. производительность труда в российском сельском хозяйстве была на том же уровне, как в США. Сейчас — в 3-4 раза ниже.

Что в финале? Кризис пройдёт, каким бы сложным он ни был. В масштабе десятилетий, на магистральной линии развития экономики, на фоне общего роста нынешний спад покажется сущей ерундой. История доказала: после крупных кризисных падений экономика всегда быстро отыгрывает упущенное — и продолжает подъём.

Главное — не потерять подъёмную силу. Иначе получим то, что имеем. Например, «инновационные» комплексы офисов на золотой подмосковной земле, вместо настоящих наукоградов — там, где они действительно нужны. Примечательный факт: авиапарк, на котором летает президент-модернизатор, в 2011 г. в показном порядке перевели на лайнеры Эйрбас А-319 и Фалькон 7X. Как же свой авиапром? Возможно, президент не в курсе такого парадокса. Самая крупная статья российского несырьевого экспорта — гражданские корабли и самолёты. Только за вторую половину 2010 г. РФ продала за рубеж авиалайнеров — на 3 млрд. долларов. Судов, включая ледоколы, танкеры, трубоукладчики и паромы, — на 2,3 млрд. долларов. Для сравнения: экспорт оружия принёс менее 10 млрд. долларов.

Вроде бы — повод для гордости. Вот только — за это время в РФ не выпустили ни одного нового лайнера, ноль — танкеров и ледоколов. Секрет кажущегося подъёма технологического экспорта прост. Компании распродают старый хлам. Изношенные самолёты и корабли, давно отработавшие срок, массово уходят на переплавку в страны третьего мира. Так что пока проживём — продавая ржавчину вместо машин.

А там глядишь — и всякая дрянь с «вертикали» осыплется!