https://www.funkybird.ru/policymaker

Кто и в чём дезинформирует Далю Грибаускайте?

На прошлой неделе в ходе встречи с работающими за рубежом военными атташе литовский президент Даля Грибаускайте заявила, что по соседству с Литвой наращивается численность вооруженных сил и вооружения, проводятся интенсивные военные учения.

Если оно действительно так, то вполне понятна озабоченность первого лица государства за безопасность своих граждан, ведь повторения ошибок Сталина к началу Великой Отечественной войны (когда на западных границах Советского Союза скрытно были сосредоточены для внезапного удара крупные группировки немецких войск) никто повторять не хочет. Но тогда совсем непонятной и фактически пронизанной духом милитаризма на том же мероприятии с военными атташе звучит фраза Д.Грибаускайте: «…сейчас реальное присутствие НАТО особо важно для Литвы». Чуть позже в ходе беседы она конкретизировала, что главными устремлениями оборонной политики литовского государства являются закрепление принципа коллективной обороны через учения, реальное оборонное планирование и обеспечение постоянной миссии воздушной полиции в странах Балтии (разумеется, что в рамках Альянса).

Складывается такое впечатление, что госпожу Грибаускайте или кто-то умело дезинформирует (читай, манипулирует), или, наоборот, она сама пытается продвигать принцип «двойных стандартов» в отношениях с соседями – теперь уже и в оборонной сфере. Надеюсь, ни у кого не вызывает сомнения, что под фразой «по соседству» пока еще незамужний политик подразумевал Россию и Беларусь (стратегические союзники) или создаваемый Евразийский экономический союз (фундаментом являются последние договоренности о повышении статуса и дееспособности ОДКБ). Это подтверждает и реализация все тех же хорошо известных планов обороны НАТО для Польши и стран Балтии от «угрозы с Востока» (хотя не стоит забывать, что Североатлантический альянс во главу угла всегда ставил превентивные действия, а не оборонительные).

Принцип «двойных стандартов» в действиях литовского руководства в отношении того, кто и где «бряцает оружием» – по соседству с Литвой или, наоборот, на территории республики и других стран-членов НАТО из Восточной Европы – подтверждают сообщения СМИ, реальные события и факты. Но об этом позже. Сначала попытаемся разобраться, какая «свита» формирует политику «короля»? Кто же так откровенно пугает литовского президента, в свое время не побоявшуюся высказаться против применения экономических санкций в отношении Беларуси, встретиться с последним «диктатором» Европы, заявить о «никчемности» белорусской оппозиции и, наконец, «сдать» счета руководителя правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого?

Кто?

На мнение Д.Грибаускайте опосредованно влияли представители военного и политического руководства как Литвы, так и отдельных стран НАТО – Польши, Эстонии, Дании и других государств.

Официальные литовские лица в 2011 году не раз высказывали тревогу в связи с «милитаризацией» Калининградской области. Сначала министр обороны Раса Юкнявичене заявила, что в российском анклаве дислоцировано тактическое ядерное оружие. На заявление в ноябре президента России о планах развернуть здесь оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер» она сказала, что это не является для нее новостью, так как «Москва в течение последних нескольких лет модернизирует и укрепляет у границ со странами Балтии и Финляндией свои вооруженные силы».

В свою очередь председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас, комментируя разногласия Брюсселя и Москвы по вопросу размещения американской системы ПРО в Европе (ЕвроПРО), высказался, что «Калининградская область обустраивается не как оборонительный бастион, а как плацдарм, у которого иное предназначение. При этом Россия очень активно развивает свои мощности, которые в этом регионе направлены против стран НАТО». Позже в октябре месяце он обвинил Россию в обострении «информационной войны» между странами и указал на «активизацию в Литве разведслужб некоторых государств».

Также в октябре глава МИД Эстонии Урмас Паэт предложил России объяснить, почему она наращивает присутствие своего военного контингента в приграничных с республикой регионах. Так он прокомментировал обнародованные доклады военных аналитиков Швеции и Финляндии о возможной российской военной угрозе для стран Балтии и Скандинавии.

В декабре глава МИД Польши Радослав Сикорский тоже выразил озабоченность возможной милитаризацией Калининградской области и размещением там «Искандеров». Солидарен с ним и министр обороны Дании Ник Хеккеруп, заметивший «возросшую военную активность России» и понимающий обеспокоенность Литвы в связи с заявлениями российского президента.

В нагнетании образа «восточного агрессора» от политиков не отставали и литовские СМИ. Особенно не давали им покоя заявление посла России в Беларуси А.Сурикова о продолжении использования в составе российских войск Воздушно-космической обороны радиолокационной станции системы предупреждения о ракетном нападении «Волга» под Барановичами, а также информация из «военно-дипломатического источника в Москве» о возможном размещении ОТРК «Искандер» на территории Беларуси – в дополнение к Калининградской области. А отдельные издания Литвы вообще будоражили общественность новостью о том, что стартовые площадки на белорусской территории для запуска российских баллистических ядерных ракет, а также соответствующие системы управления и связи не повреждены и могут быть быстро восстановлены.

На такие выпады западных политиков в отношении России и Беларуси можно ответить только фактами. То есть настало время выяснить, где же на самом деле наращиваются вооруженные силы и вооружения.

В чём?

Для начала разберемся в тех же «Искандерах». Литовские и другие политики стран-членов НАТО почему-то не хотят понимать, что размещение данного типа оружия на территории Калининградской области и Беларуси возможно только как вынужденный шаг Кремля в ответ на продолжение строительства ЕвроПРО без учета интересов России. Когда США и НАТО фактически дали понять Москве, что «мы будем строить свою систему ПРО без вас, ведь вы строите свою систему ВКО без нас», российскому руководству ничего не оставалось делать, как всего лишь попросить у Брюсселя юридические гарантии о ненаправленности ЕвроПРО против стратегических ядерных сил России. На что генсек Альянса господин Андерс Фог Расмуссен промямлил что-то невнятное, еще раз показав, кто до сих пор является хозяином в Единой Европе. То есть отказ американцев составить обыкновенный документ, условия которого можно будет в любое время пересмотреть (что не раз уже делалось), фактически поставил под угрозу гипотетического ракетного удара территории Польши и стран Балтии. А кто-то еще говорит, что Москва (ну, конечно, вместе с Минском) милитаризирует регион!

Отдельно стоит поговорить о военных учениях. Проводимые в течение 2010-2011 годов мероприятия оперативной подготовки Североатлантического альянса в странах Балтии наглядно демонстрируют агрессивную сущность блока, направленную на реализацию стратегических планов в Восточное Европе. Сегодня можно безошибочно утверждать, что внимание НАТО приковано к регионам мира, богатым природными ресурсами. Не без внимания остается и Россия.

Проводимые крупномасштабные учения НАТО в непосредственной близости от границ Союзного государства России и Беларуси создают дополнительные очаги напряженности в Восточно-европейском регионе. Создается впечатление, что руководители стран Запада, принимая решение на проведения военных маневров в Польше или странах Балтии, сознательно идут на обострение отношений с Россией и Беларусью. Иначе это и не объяснишь.

В 2010 году НАТО в акватории Северного и Балтийского морей, а также на территории стран Балтии провело серию учений. В ходе них спланирована и отработана стратегическая наступательная воздушная кампания против «придуманного» государства, которое не хочет делиться природными ресурсами. Все бы ничего, да вот только сопоставление фактов показывает, что в ходе данных учений реально отработаны вопросы стратегических перегруппировок войск из США на территорию Латвии (в ходе крупномасштабного учения «Сейбр Страйк»), оборудованы порты и аэродромы, железнодорожная и шоссейная инфраструктура, построены дороги в балтийских дюнах. Практически осуществлялись высадка войск и выгрузка грузов с использованием десантных средств, переброска по железной дороге бронетанковой техники на Адажский полигон, где была оборудована база размещения войск. Так что маршруты движения группировок НАТО после развертывания в Балтии, учитывая «дыры» как в ПВО, так и в наличии сухопутных группировок на северо-западном стратегическом направлении России, очевидны: Рига – Москва и Таллинн – Санкт-Петербург.

2011 год не стал исключением. Военно-политическое руководство НАТО, проанализировав результаты предыдущего года, с удвоенной силой стала отрабатывать задачи по захвату «придуманного» государства.

Стоит подчеркнуть факт значительного занижения масштабов проводимых учений. Что это дает стратегам НАТО? Согласно Венскому документу 1999 года, при проведении крупномасштабных учений (более 9000 военнослужащих), необходимо обязательное присутствие зарубежных военных наблюдателей. Однако, начиная с 2010 года, у Альянса появилась практика дробления крупных военных маневров на ряд мелких учений, проводимых в одно время (и возможно на разных полигонах), но объединенных единым замыслом. Таким образом, для мировой (в первую очередь российской) общественности данные учения выглядят вполне заурядными мероприятиями боевой подготовки. Но реальные события говорят об обратном. О длинной череде военных маневров НАТО в 2011 году, их истинных целях и особенностях мы уже писали в материалах «Европейская безопасность: зачем НАТО балтийский плацдарм?», «Европейская безопасность: когда наступит время «Ч»?», «Европейская безопасность: зачем создается очаг военной напряженности в центре Европы?» и других статьях.

Граждане Литвы и Латвии, почитайте! На многое откроются глаза.

В то же время, крупнейшее за два года российско-белорусское учение «Щит Союза – 2011» проводилось в глубине территории Российской Федерации на полигонах Гороховец и Ашулук. То есть, Россия и Беларусь в одностороннем порядке целенаправленно отказались от проведения крупномасштабной военной деятельности вблизи границ НАТО. Крупнейшими маневрами 2011 года в белорусских Вооруженных Силах стало командно-штабное учение с органами управления территориальной обороны (отработка оборонительных задач). Если говорить о переоснащении войск, то основной упор делается на оборонительные вооружения, прежде всего, средства ПВО. Да и численность белорусских и российских вооруженных сил почему-то снижается, а не увеличивается. Как говорится, комментарии излишни.

Кроме того, не стоит забывать, что страны Балтии до сих пор не присоединились к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). То есть на территории этих государств может скапливаться сколь угодно большой контингент войск и техники, контроль за численностью которого осуществить не представляется возможным. И это у самых границ России и Беларуси. В этой связи Д.Грибаускайте не мешало бы задаться вопросом, а возвращались ли американские «Абрамсы» назад в США после проведения учения «Сейбр Страйк» в Латвии в 2010 году? Это относится и к «Россомахам» после маневров «Амбер Хоуп – 2011» на территории Литвы.

Отдельно следует отметить и сильную заинтересованность литовцев в создании в Вильнюсе центра энергетической безопасности НАТО (фактически вопрос уже решен). Данный факт наряду с возложением на себя функций по организации проведения на своей территории крупномасштабных многонациональный военных учений подтверждает, что Литва фактически пытается «выделиться» на фоне других, прежде всего новых, стран-членов Альянса. Особенно это ярко выражено на фоне давления руководства НАТО на страну по поводу необходимости увеличения ею военных расходов до уровня 2% от ВВП (ведь литовское правительство пока еще упирается этому, приводя в аргументы трудности в экономике на фоне последствий мирового финансового кризиса).

Так все-таки – где наращивается численность вооруженных сил и вооружения, проводятся интенсивные военные учения?

Проанализировав все вышеизложенные факты, становится ясно, что США подталкивает своих союзников по НАТО к созданию реального очага военной напряженности в центре Европы. В данном процессе активно привлекаются новые члены Альянса, такие как Польша и страны Балтии.

Но старая Европа прекрасно понимает, что подобные действия не могут ни каким образом способствовать обеспечению безопасности в регионе. Однако реальных шагов, подобно тем, которые сделали Россия и Беларусь, до сих пор никем не предприняты.

Поэтому президенту Литвы Д.Грибаускайте стоит согласиться, что плацдарм для нападения на соседей создается, прежде всего, в странах Балтии, но никак не в Калининградской области и Беларуси.