https://www.funkybird.ru/policymaker

Тайна тагильских рабочих

К концу 2011 года политический кризис в Свердловской области достиг своей кульминации. Два года правления Александра Мишарина многие называют для области потерянными. Политические конфликты, социальные проблемы и многочисленные коррупционные скандалы так и не позволили Мишарину стать полноправным хозяином области, несмотря на все усилия бесконечно сменяющихся пиарщиков.

Вопреки уверениям областной администрации, недовольство губернатором и его политикой выражают не только блогеры и журналисты, но и простые люди, а в последнее время — и крупные бизнесмены. Многие предприниматели открыто жалуются на то, что выстроить отношения с Мишариным практически невозможно, и даже те, кто, как считается, стоял за его назначением, всё чаще говорят, что поставили не на того человека.

Результатом этих процессов стал провал «Единой России» на парламентских выборах в Свердловской области. Мишарин возглавлял региональный список на выборах в Госдуму, и этот список набрал 32%. Не помог ни «Народный фронт», ни административный ресурс, ни фактическая монополия на телеэфир. Накануне выборов Мишарин объездил всю область, убеждал рабочих и бюджетников в том, что многие проблемы уже решены и еще больше проблем будет решаться. Очевидцы этих встреч утверждают, что даже тщательно отобранная публика относилась к словам губернатора скептически.

Печальным итогом всего этого стала авария 1 декабря, в которой «Мерседес» Мишарина влетел в машину на встречной полосе и убил человека. Сам губернатор был тут же спрятан от общественности, а через пару дней увезен в Германию. Никакой достоверной информации о состоянии его здоровья нет, и сомнения в том, что он вернется к исполнению своих обязанностей, растут с каждым днем. Как говорится, всё сошлось в одну точку: скандалы, потеря доверия, низкий результат «Единой России», злополучная авария. Добавьте к этому еще и многотысячные митинги, проходившие в Екатеринбурге три недели подряд. Наверное, никогда еще областная власть не висела на волоске настолько буквально.

Тагильская аномалия

На фоне всего этого в области вдруг появился очаг любви к государству — город Нижний Тагил, а точнее, один из градообразующих заводов этого города — научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», входящая в состав государственных Ростехнологий. Рабочие завода не сходят с экранов телевизоров: то они на прямой линии с Путиным предлагают разгонять митинги, то сами собирают митинг, но уже в поддержку власти, то пишут манифесты с призывом создавать комитеты в защиту премьера. Правда, авторы манифеста — далеко не простые рабочие. Валерий Якушев — депутат Государственной думы, Игорь Холманских — начальник цеха, то есть достаточно крупный управленец, а Андрей Ленда — начальник отдела социальной работы УВЗ, холеный функционер, вряд ли вообще когда-то стоявший у станка.

Это кажется странным само по себе, но еще более странным всё выглядит, если знать, что происходит в Нижнем Тагиле на самом деле. Второй по величине город области находится сейчас в настоящем упадке — экономическом и политическом. Кризис ударил по городу сильнее всего, задев всех без исключения жителей. Антирейтинг местного мэра Валентины Исаевой бьет все рекорды. Проблемы с дорогами, с ЖКХ, со здравоохранением, связь городских властей с криминалом — всё это делает Нижний Тагил одной из самых проблемных территорий области. Единственное, что позволяет городской администрации и «Единой России» еще хоть как-то держаться на плаву, — это отсутствие какой-либо конкуренции. Оппозиция в городе отсутствует как таковая, а манипулировать людьми, работающими на фактически государственных предприятиях, довольно легко. Так что никакой любви к власти тагильчане не испытывают, результаты «Единой России» в городе не выше, чем по области, да и то это можно объяснить тем, что почти всеми кандидатами там были руководители градообразующих заводов: попробуй не проголосуй за них. Средний результат партии власти по городу — 35%, выше, чем в Екатеринбурге, но с учетом местного административного ресурса — не так уж и много.

Поэтому внезапно вспыхнувшая любовь тагильских рабочих к В.В. Путину и его режиму — это скорее аномалия, чем норма. Для объяснения этой аномалии существуют две версии.

Две версии

Первая версия сводится к тому, что с помощью УВЗ администрация губернатора Мишарина пытается остаться на плаву. Задача такова: сделать вид, что в области всё в порядке, народ любит Путина, губернатор контролирует ситуацию, а низкий результат «Единой России» — это происки врагов, которых эти же рабочие вот-вот разгонят. В поддержку этой версии можно привести и тот факт, что именно администрация губернатора решила вдруг накануне Нового года отправить журналистов в пресс-тур для встречи с местными рабочими.

Выбор Нижнего Тагила в свете этой версии объясняется тем, что искать поддержки в столице области губернатору просто бесполезно. Екатеринбург дал «Единой России» самый низкий по области результат, Мишарина здесь открыто не любят, а городская администрация играет в свою игру. Найти здесь «группу поддержки» было бы невозможно, а любые манипулятивные технологии были бы быстро разоблачены и осмеяны. Если не получается с главным городом области, можно попытаться зайти во второй по величине, — да, власть там тоже не любят, но контролировать людей там проще, крупные предприятия всегда могут прийти на помощь.

Но есть у этой версии и недостатки. Почему только УВЗ? Даже в том же Нижнем Тагиле есть еще одно градообразующее предприятие — НТМК, не говоря уже о более мелких заводах. Там тоже можно было найти группу людей, которые могли бы выступить в роли защитников Путина. И это было бы намного убедительнее. Но мы видим только одно: с Путиным общается УВЗ, митинг собирает УВЗ, манифесты тоже пишет УВЗ. Не слишком ли много для одного завода?

И вот здесь на помощь приходит вторая версия.

Вторая версия

Возможно, всё, что мы сейчас видим, — это не борьба с протестами и не попытка спасти Мишарина, а предвыборная кампания нового губернатора области. Кампания, в которой будет только один избиратель — В.В. Путин. Новым губернатором в этом случае будет генеральный директор НПК УВЗ Олег Сиенко.

Эта версия объясняет почти всё.

Сиенко — не просто директор завода, каких в области много. Это фигура федерального масштаба, руководитель крупнейшей производственной корпорации, близкий к Сергею Чемезову. Пожалуй, он один из всех свердловских промышленников имеет прямой выход на Путина. И Путин отвечает ему взаимностью. За те два с небольшим года, что Сиенко руководит УВЗ, премьер-министр два раза побывал на заводе, чего раньше никогда не случалось. Последний визит состоялся этой осенью, на выставке вооружений, где Сиенко буквально не отходил от Путина ни на шаг, а губернатор Мишарин был вынужден жаться в стороне.

При этом должность директора завода, полностью зависящего от государства, — явно не предел мечтаний амбициозного Сиенко. Слишком много ответственности, слишком мало реальной власти. Очевидно, что устремления Сиенко не могут ограничиваться одним заводом и даже одним городом. До общения с мэром Нижнего Тагила Валентиной Исаевой он теперь даже не снисходит, весной УВЗ планирует взять под контроль городскую думу, а в заксобрании области у него уже есть свой депутат — исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин. Самое удачное время для мощного старта.

Между тем старт этот готовился давно. Весной УВЗ создал движение «Чистый город», запомнившееся организацией массовых мероприятий и распространением многотиражных газет. Одно время весь Нижний Тагил был буквально завален рекламой «Чистого города». Само собой, это движение было одним из первых, влившихся в путинский «Народный фронт». Наблюдатели отмечают, что денег на «Чистый город» было потрачено столько, сколько в Нижнем Тагиле на политику еще не тратили. Зачем это было сделано? Явно не для того, чтобы провести одного депутата в областной парламент.

Летом стало еще интереснее. Вдруг откуда ни возьмись появился пенсионер Валерий Якушев, ветеран труда с УВЗ. Сначала он «случайно» встретился с Мишариным, потом так же «случайно» пообщался с Путиным — и пошло-поехало. Теперь Якушев — депутат Государственной думы, член предвыборного штаба Путина, говорящий от имени всех рабочих, всех тагильчан, всех пенсионеров. При этом если в самом Нижнем Тагиле вы спросите людей, знают ли они, кто такой Якушев, вы вряд ли получите вразумительный ответ. Однако для зрителей Первого канала создают убедительную картину: старик Якушев — это и есть УВЗ, и он за Путина.

Это уже не реклама Путина для народа, это реклама УВЗ для Путина. Премьер-министра убеждают в том, что простые работяги УВЗ за него, и он, судя по всему, рад в это верить. Олег Сиенко в этом случае выглядит надежным другом и опорой режима, человеком, на которого можно положиться. В отличие от губернатора Мишарина, провалившего, кажется, всё, что только можно было провалить. Губернаторская должность буквально валяется на дороге, и со стороны Сиенко было бы глупо ее не подобрать.

И вот отсюда и вытекают все манифесты, все митинги, все заявления, сделанные от имени тагильских рабочих. Самих же рабочих, как обычно, вряд ли кто-то спрашивал.